Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

memory

Наши искренние поздравления Владимиру Михайловичу Мунипову - человеку, психологу, эргономисту.

Сегодня, 31 марта, Владимир Михайлович Мунипов празднует свой 80-летний юбилей.

Владимир Михайлович - доктор психологических наук, действительный член РАО, специалист в области эргономики, промышленного дизайна, психологии труда, один из основателей Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (
ВНИИТЭ).
Поздравить Владимира Михайловича пришли его коллеги из ВНИИЕЭ. Они принесли в числе подарков фото Мунипова образца семидесятых годов.

Еще раз убедилась в том, что эта блестящая плеяда - Зинченко, Мунипов, Обухова из ныне живущих - Generation UP! 



Браво, Владимир Михайлович!

В ближайшем Выпуске журнала "
Культурно-историческая психология
" будут изданы воспоминания профессора о себе и о тех, кто был рядом.
nemo nostrum

"K прискорбию, погибли в гитлеровских застенках": Wera Mahler (Вера Малер)

В своей книге "Теория личности Курта Левина" (М.: МГУ, 1981) Блюма Вульфовна Зейгарник поминает двух исследователей, аспиранток и учениц Курта Левина -- В. Малер (Wera Mahler) и К. Лисснер (Käte Lissner), при этом сожалеет, что "обе они, к прискорбию, погибли в гитлеровских застенках" (стр. 33, глава "Проблема замещающего действия в теории К. Левина"). Кстати, то же сообщение о трагической смерти "в фашистских застенках" этих двух учениц Левина проходит и в ее интервью с Ярошевским (В школе Курта Левина. Из бесед с Б.В. Зейгарник; опубликовано в Вопросах психологии за 1988 год: интересующий нас фрагмент см. на с. 175). В этом месте необходимо внести некоторое уточнение.
Вера Малер (* 12.10.1899 + 14.9.1991) (см. ее классическую "левиновскую" работу Ersatzhandlungen verschiedenen Realitätsgrades, Psychologische Forschung, 1933, 18, 27-89) на самом деле ни в каком гитлеровском застенке не погибала. Напротив: выжила и в определенный момент оказалась (эмигрировала, если угодно - репатриировалась) в Израиле (сам-то Левин тоже туда собирался, но его не приняли на кафедру в Иерусалиме, Hebrew University of Jerusalem, -- видать, не подошел), где и жила в местном городе Тель-Авиве (или его окрестностях; по положению дел на 1960е гг.) и, говорят, преподавала психологию в местном же университете.
Свидетельством тому хотя бы ее эссе про Левина, написанное ею в середине 1960х по запросу Alfred J. Marrow, работавшего в ту пору над своей книгой про Курта Левина (вышла под названием The Practical Theorist в 1969). Эссе Малер из архива Мэрроу (архив хранится в Архиве американской психологии, что в г. Экроне, штат Огайо) было опубликовано в 1996 в немецком журнале по истории психологии Psychologie und Geschichte, и находится сейчас в открытом доступе, в виде pdf: In memory of my teacher, Kurt Lewin. Один недостаток: там все английскими буквами, с немецким резюме. Неудобно, и в самом деле, но -- кому надо и так разберет.
aquila non captat muscas!

Об изоляционизме советской психологии, или я русский бы выучил только за то...

Как известно, в середине 1936 г., помимо "педологического постановления" и анти-педологической кампании, был начат еще один развязанный кровавой гэбней процесс: "патриотическая" анти-лузинская кампания. Сам-то Лузин был математиком и потому круги по воде и прочие обсуждения и осуждения, принято считать, прошли преимущественно в области естественных и точных наук. Тем не менее, кое-какие последствия этой кампании имели место и в психоневрологическом сегменте научных дисциплин, свидетельством чему [по меньшей мере] одна публикация того времени. Журнал "Фронт науки и техники" у нас уже фигурировал в связи с письмом в защиту К.Н. Корнилова за подписью ряда научных деятелей, известным из которых к настоящему времени остался, пожалуй, лишь некто Л. Выготский.

А вот в другой публикации этого журнала поминаются такие психоневрологи/физиологи, как Л.С. Штерн и [П.К.] Анохин, и как раз в связи с обсуждением проблемы «психологического раболепства к слову, напечатанному латинским шрифтом» и, вообще, идолопоклонства перед Западом среди советских ученых:
«В конце концов где же все были» — резонно спрашивала выступавшая на заседании засл. деят. науки проф. Штерн. Она указывала на чрезвычайно слабое развертывание самокритики в научной среде, плохую работу СНР и ВАРНИТСО в научных учреждениях. Л. С. Штерн много лет жила заграницей, связана до сих пор с ее научными учреждениями и она заявляет, что создавшийся в некоторых наших квалификационных учреждениях и среди многих ученых пиетет к опубликованным в иностранных журналах работ ни на чем не основан. «Нет ничего легче, чем напечатать любую, даже ничего не стоящую работу, заграницей». Особенно, если работа сдана за подписью лица, которое работает в лаборатории, возглавляемой известным ученым — она пройдет без всякого труда, без всякой редакции, даже если это будет невероятная глупость.

Проф. Анохин указал, что научная общественность ВИЭМ заклеймила вредительство Лузина. И в среде медицинских научных работников имело место «психологическое раболепство к слову, напечатанному латинским шрифтом». Работники ВИЭМ считают, что печатать советские работы заграницей можно и нужно, но они должны в первую очередь публиковаться у нас, должны быть сначала реализованы в практике нашего хозяйства.

Тема эта не утратила своей актуальности и в наши дни, и, к примеру, вот совсем недавно нашла свое творческое развитие в интереснейшем интервью на тему о лженауке и мракобесии (idem) президента Российской Академии Наук (РАН) академика Ю.С. Осипова:
Знаете, если человек – специалист высокого класса, то он будет и русский язык изучать, и читать статьи на русском. Это что за странная постановка вопроса? Почему мы, российские наши люди, должны учить английский язык, чтобы читать работы на английском языке, а там – нет? Многие выдающиеся математики с удовольствием публикуют статьи в русских журналах и не считают это зазорным.

Что же касается изоляционизма в 1920-30 годы, то, несмотря на определенную перекличку с современностью, там, на самом-то деле было все совсем по другому. И пока мы недоумевали по поводу причудливых изгибов кривой исторического развития науки, время от времени пописывая глупости типо того, что все контакты с Западом закрылись где-то там в начале 1930х и начался Ужасный ТеррорTM, развязанный безжалостной Кровавой ГэбнейTM против Многострадальной Репрессированной НаукиTM, и никто из нас не мог внятно разъяснить ситуацию с изоляционизмом до войны, некто Ясницкий выпустил пару статей в Вопросах психологии по интересующему всех нас вопросу:Что можно сказать, статьи скучноваты, но, справедливости ради, богаты фактографией. Да, и еще графички с картинками хорошо получились. Разъяснение там так и не последовало, но надо отметить, журнал анонсирует публикацию большой "разъяснительной" статьи этого автора в одном из ближайших номеров:
Данные, представленные в этой статье и в предыдущей публикации этого же автора на тему изоляционизма советской психологии [8], с непреложностью свидетельствуют как о росте тенденций самоизоляции, характерных для всей советской науки начиная с середины 1930-х гг., так и о значительных усилиях по преодолению этой изоляции, очевидных в научной деятельности целого ряда советских психологов. За неимением места анализ этих двух противоречивых тенденций в научных коммуникациях советских ученых будет представлен автором в ближайших публикациях «Вопросов психологии»
Что ж, подождем, да поглядим, чего там такого особенного нам расскажут, чего никто из нас еще не знал...
lsv @ usd

Распад/регрессия как частный случай развития

Ув. коллеги,

кипит мой разум возмущенный: нужна помощь зала. Не припомнит ли кто-нибудь, где Наше Все дорогой Лев Семенович Выготский говорил о распаде психических функций как частном случае развития. Сдается, если чего не путаю, где-то говорил, а гдé именно, и чтó именно - разрази меня гром, не могу найти. Заранее спасибо!

Предмет психологии у Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина? Путь к проблеме предмета психологии.

Данный вопрос очень актуален в связи с работами П.Я. Гальперина,который утверждал что Л.С.В. мало занимается предметом психологии и совсем не выделил ПРЕДМЕТ науки.
Вопросы по ходу обсуждения была ли программа построения предмета психологии у Л.С. Выготского?
(Я знаю лишь одно,что в отношении того или иного периода научного становления взглядов Выготского, предмет психологии менялся,но в итоге предмет психологии - это сознание (социальная детерминация сознания).

Можете порекомендовать источники (литературу) по данному вопросу или же просто помочь с построением "красной линии" ответа на этот вопрос (ВОПРОС ТЕМЫ).


Спасибо вам.
nemo nostrum

Росс. Психоаналит. Общ-во (РПСАО) в Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse, VII, 1921

Сайт http://psychoanalyse.narod.ru , похоже, несколько ожил, но, поскольку никто не может поручиться за то, что им уготована вечная жизнь (о предыстории вопроса см. здесь), то нелишним представляется сохранить еще и материалы за 1921 год, пока не началось.

К слову, кое-что о РПСАО secundum psychoanalyse.narod.ru:
Русское психоаналитическое общество (1922-30?)

Collapse )

Итак,

Collapse )

Отношение Л.С.Выготского к психоанализу?

 Здравствуйте всем,мне интересен этот вопрос в связи со слухом,на лекции по истории психологии,преподаватель обронил фразу:
  •  "Лев Семёнович однажды пребывал на психоаналитической "конференции"".(Что же он там делал?)
  • Этот факт спорный и я ни в одном источнике не видел информации и даже упоминании о нем. Может быть кто-нибудь знает про данное событие?
  • Второй вопрос,как Л.С относился к  психоанализу ( З.Фрейду, А.Адлеру)?
nemo nostrum

Детство и юность. Под ред. К.Н. Корнилова и Н.А. Рыбникова (1922)

Детство и юность, их психология и педагогика. Педологический сборник. Под ред. К.Н. Корнилова и Н.А. Рыбникова

Книгоиздательство "Работник просвещения". Москва, 1922

Редакционный комитет:
К.Н. Корнилов, Н.А. Рыбников, В.Е. Смирнов, И.М. Соловьев и А.М. Шуберт

Корреспонденцию отправлять по адресу:
Москва, Б. Бронная, 8. Центральный Педологический Институт

Тираж 3000 экз.

Содержание:
К. Корнилов. Био-генетический принцип и его значение в педагогике.........3
В. Смирнов. Порыв. Мечта.......17
И. Соловьев. Ф.М. Достоевский как педолог.........36
Е. Кричевская. Капризы детей..........53
А. Нечаев. Экспериментальные данныя (sic) к вопросу о психологии обучения чтению....62
Н. Рыбников. Детские игрушки.............79
А. Гречишникова. Михуньи царства...........85

PDF доступен 24/7 бесплатно благодаря работе сотрудников The Library of Congress
lsv @ usd

Выготский, Л.С. (1928). Инструментальный метод в педологии

Лифановский список, пункт 125. Инструментальный метод в педологии // Основные проблемы педологии в СССР. М., 1928. С. 158-159.

Публикуется впервые с 1928 года:

стр. 158
Х. (sic) С. Выготский.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПЕДОЛОГИИ.
1. В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и способы культурного мышления, приемы и формы культурного поведения. В основе этих приемов лежит функциональное употребление известных культурных знаков.
2. Можно предположить, что именно этот процесс лежит в основе культурного развития ребенка и культурного совершенствования его функций. Наряду с физиологическим и интеллектуальным возрастом в педологии следует различать еще культурный возраст ребенка.
3. Применение инструментального метода возможно в плане: а) анализа состава культурного приема поведения, в) структуры этого акта, как целого и как функционального единства всех входящих в его состав процессов, с) психогенеза культурного поведения ребенка.
4. Инструментальный метод есть способ исследования поведения и его развития при помощи раскрытия инструментальной функции культурных знаков в поведении человека.
5. Инструментальный метод опирается в исследовании на «функциональную методику двойной стимуляции», сущность которой заключается в организации поведения ребенка при помощи двух
стр. 159
рядов стимулов, из которых каждый имеет различное «фунциональное значение» в поведении. При этом непременным условием разрешения стоящей перед ребенком задачи является инструментальное употребление одного ряда стимулов, то-есть использование его в качестве вспомогательного средства для выполнения тех или иных психологических операций.
6. Этот метод, по самому существу, является методом историко-генетическим. В исследовании он пользуется об'ективными средствами изучения поведения и его развития. Метод этот является не только ключем к пониманию высших, возникающих в процессе культурного развития форм поведения ребенка, но и путем к практическому овладению ими в воспитании и школьном обучении.
7. Примерами применения инструментального метода могут служить произведенные автором и по его почину экспериментальные исследования процессов запоминания, образования понятий, счета и других высших функций поведения у детей школьного возраста.
aquila non captat muscas!

Леонтьев А. Н. (1968). Карл Маркс и психологическая наука

via ipain, из интервью тульвисте:
У Ле­он­ть­е­ва есть и ра­бо­ты, ко­то­рые чи­тать лег­ко. На­при­мер, в 1968 го­ду в жур­на­ле «Во­про­сы пси­хо­ло­гии» опуб­ли­ко­ва­на ста­тья, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся Карл Маркс и пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка. Ко­гда ме­ня спра­ши­ва­ют, в чем суть тео­рии Ле­он­ть­е­ва, и ко­гда мне не­ко­гда рас­ска­зы­вать, то я все­гда со­ве­тую чи­тать эту ста­тью; ее по ка­ко­му-то не­до­ра­зу­ме­нию он на­пи­сал очень про­сто и по­нят­но. Мо­жет быть, не бы­ло дос­та­точ­но вре­ме­ни, я не знаю. Она аб­со­лют­но по-дру­го­му, в дру­гом клю­че на­пи­са­на, не­же­ли обыч­ные ста­тьи Ле­он­ть­е­ва...
Текст - в студию:

Леонтьев А. Н. Карл Маркс и психологическая наука // Вопросы психологии. 1968, N5; djvu