• ipain

не это было недавно

спасибо всем кто принял участие (и развлек нас попытками его избежать) в викторине об "институтке".

всегда стоит помнить, что подобные вопросы поддаются хакам: найти яндексом исходный комментарий, найти в блоге автора упоминания возраста, высчитать правильный вариант - занимает меньше 10 кликов. но есть проблема. во-первых в опросе комментарий модифицирован, т.е. это некий аватар оригинального автора, а во-вторых есть более эпистемологически верные способы поиска.

Collapse )
  • ipain

это было недавно это было давно

Я с Выготским познакомилась уже здесь, когда получала Masters in Ed. Никогда в россии про него не слышала, несмотря на то, что тоже имела диплом с правом преподавания.

внимание вопрос -

This poll is closed.

а в каком году автор заканчивал институт?

1970
3(25.0%)
1985
3(25.0%)
2000
6(50.0%)
nemo nostrum

The Harvard Crimson, May 1, 1925: announcement on Wolfgang Kohler's arrival

Как хорошо известно, в то время как летом 1925 разъезжали по заграницам абсолютно никому не известные Выготский и Лурия, в то же самое время их коллеги-гештальтисты тоже не сидели на месте.

Курт Коффка уже год как, на протяжении 1924-25, читал лекции в американской глубинке, а Вольфганг Кёлер как раз с весны 1925 собирался в поездку на североамериканский континент. Пока не вполне понятно, насколько интересно нам с точки зрения истории науки это гипер-снобское студенческое издание при архи-снобском ivy-league'овом университете, но, так или иначе, сообщение о предстоящей поездке Кёлера уже сейчас можно прочитать в:



Professor Wolfgang Kohler, who will join the Department of Psychology, is a figure upon whom the eyes of all students of psychology are turned. At the early age of 38, he has done work of the most brilliant sort in experimental psychology and has been the leader of "Gestalt Psychology", a new and radical development in the field.

Professor Kohler has made a specialty of animal psychology, in particular having studied the mentality of apes in Africa in the years just before the war. He is spending one year in the United States and is at present at Clark University in Worcester. During the first half of next year he will give a seminary in psychology on the subject of "Gestalt Psychology".

Источник: заметка от 1 мая 1925 года
nemo nostrum

Что может собственных Невтонов / и быстрых разумов Платонов / Российская земля рождать

Ну а раз уж речь зашла о хит-парадах психологов по версии Вопросов психологии, то почему бы не полюбоваться на ведущих представителей отечественной психологииTM глазами их восторженных почитателей, Ученiковъ и Соратнiковъ, и не разделить с ними любовь, восхищение и гордость за преемственность Давнiхъ Традiций Отцовъ-Основатѣлей в трудах их Верных Последователей вплоть до наших дней. Итак, полотно -- в студию:



На обложке:

фотография доктора психологических наук, профессора Е.А. Климова в облике профессора Казанского университета первой половины XIX в. Художественный замысел и организация изготовления портрета принадлежат казанскому психологу, профессору А.И. Фукину. Портрет был изготовлен к юбилею Е.А. Климова и символизирует любовь, восхищение и гордость казанских психологов, адресованные выпускнику, ассистенту и доценту Казанского университета (1948–1968), ставшему одним из авторитетных лидеров российской психологической науки.


[Орфография, пунктуация и фразеология оригинала сохранены без изменений]


* Источник
* Оригинал

И еще:
* прототип -- в жизни, на партбилете, как средство раскрутки веб-сайта и на фоне другого классика.
Фотоматериал предоставлен туто
lsv @ usd

Вопросы психологии, индекс цитируемости за 20 лет (1986-2005)

То, чего нам очень не хватало, но что с сегодняшнего дня доступно и урби и орби, -- это хит-парад русскоязычных психологов по версии журнала "Вопросы психологии". Предыдущая версия этого документа представляет данные за отчетный период в 15 лет (1988-2002). Несколько обновленная версия охватывает период уже в 20 лет, прошедшие с 1986 по 2005 год, что дает нам весьма небезынтересный материал к размышлениям о судьбах отечественной психологииTM и, думается, вполне репрезентативно представляет весь период, начиная с перестройки и практически до наших дней.

Итак, ниже см. Collapse )


Источник: компакт-диск журнала “Вопросы психологии” № 5
lsv @ usd

Мёллер (1933). Наука прошлого и настоящего и чем она обязана Марксу/ Muller (1933): Marxist Science

ABSTRACT. A publication of a paper by Hermann Joseph Muller (1890 – 1967), an American geneticist, political activist of leftist leanings, and Nobel Prize laureate in Physiology or Medicine of 1946 (also, see his bio at nobelprize.org). In 1932-1940 Muller worked outside the United States, including his tenure in the Soviet Union as Senior Geneticist at the Institute of Genetics of the Academy of Sciences of the USSR, first in Leningrad (1933-1934) later (1934-1937) in Moscow. The following publication originally came out in Russian in 1933 under the title Nauka proshlogo i nastoiashchego i chem ona obiazana Marksu [The Science of the Past and the Present and What it Owes to Karl Marx] in a volume Marksizm i estestvoznanie [Marxism and Natural Sciences]. Moscow: Partizdat, 1933, pp. 204-207. The scan of the whole original book is pretty much downloadable.

X. Д. МЕЛЛЕР, проф. Техасского университета
Collapse )

Источник: Марксизм и естествознание. М.: Партиздат, с. 204-207. -- Качать здесь.
lsv @ usd

Неизвестный Выготский: забытая рецензия 1932 года

Поскольку Выготский, по всеобщему убеждению, наше всё, то, стало быть, хоть кому-то может быть интересна публикация сабжа, не вошедшая ни в одну из библиографий его работ, ни в лифановскую, ни даже в самую полную и самую лучшую библиографию Выготского на настоящий момент.

Итак, это - забытая людьми и богом рецензия, вышедшая на странице 145 в 1-2 номере журнала "Советская психотехника" за 1932 год.

Э. Торндайк, Э. Бриджмен, Н. Тилтон, Э. Вудъярд. — «Психология обучения взрослых». 1931. Госучпедиздат, Москва—Ленинград, стр. 164, ц. 2 р.
Сила и значение книги Торндайка и его сотрудников заключаются в преодолении предрассудка, который глубоко укоренился в современной педагогической психологии, относительно пониженной способности к обучаемости в зрелом возраста. Этот взгляд нашeл свое наиболее полное выражение в известном положении Джемса, которое гласит: «Если не считать идей, относящихся к практическим специальным вопросам, идеи, приобретенные человеком до 25-летнего возраста, практически являются единственными общими идеями, которые сохраняются у взрослых. После 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная, незаинтересованная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность ассимиляции исчерпана» (стр. 12).
Экспериментальному опровержению этого тезиса и защите противоположного посвящена вся работа Торндайка. Изучая различнейшие виды обучения взрослых, Торндайк приходит к неоспоримому выводу, что «факты должны исцелить нас от признания правильности взгляда на раннее обучение как на закон природы или как на нечто совершенно неизбежное и максимально целесообразное и от взгляда на обучение взрослых как на нечто ненормальное, случайное, вспомогательное или совершенно второстепенное» (стр. 161).
Однако, насколько бесспорно это положение в общем виде, настолько же спорными оказываются избираемые Торндайком пути доказательства этого положения. Сомнение вызывают не столько выводы, сколько доводы экспериментального анализа. И наконец столь же бесспорными, как и общий основной вывод, но только в смысле полной теоретической несостоятельности, являются методологические и принципиальные исходные предпосылки, лежащие и на этот раз всецело в плоскости радикального эмпиризма и механистической ассоциативно-психологической концепции, столь характерной для автора.
Более, чем спорными, например, представляются нам положения, основанные на обучении взрослых эсперанто и на сравнении их успешности со способностью к изучению языков у подростков и у детей более младшего возраста, а также доводы, основанные на опыте обучения взрослых письму левой рукой и на сравнении их успешности с детьми при школьном обучении грамоте. Первый эксперимент приводит автора к выводу,
что полученные им факты «оказываются в явном противоречии с тем взглядом, что детство является периодом самого легкого обучения чтению, письму и разговорному языку и что обучение в первые годы второго десятилетия имеет целый ряд преимуществ перед более поздними годами» (стр. 43).
Второй эксперимент позволяет автору, заключить, что успешность взрослых при обучении письму левой рукой, после менее чем 16 часов упражнений, оказалась большей, чем успешность, признаваемая экспертами нормальной для детей, пишущих правой рукой при двух годах школьного обучения, включающих более 100 часов специальных упражнений в письме (стр. 34).
Идя по этому пути, Торндайк склонен почти вовсе стереть качественную разницу между обучаемостью детей и взрослых. Исходя из того, что мы можем обучаться почти одинаково хорошо как в юношеском, так и в зрелом возрасте, он утверждает, что главнейший довод за преимущественное обучение в детском возрасте заключается в денежной выгодности: «Разумнее, — говорит он, — итти в школу тогда, когда денежная ценность нашего времени ниже» (стр. 155). Вместо того, чтобы раскрыть сложные диалектические изменения, происходящие в развитии ребенка, становящегося взрослым, и совершенно преобразующие всю психологическую структуру процессов обучаемости, Торндайк ограничивается лишь количественным сравнением результатов для характеристики самого процесса, что делает с теоретической стороны его концепцию обучения взрослых совершенно несостоятельной.
Книга снабжена предисловиями издательства и редактора перевода Е. Гурьянова, освещающими критический подход к книге Торндайка. Перевод книги сделан хорошо.

Л. С. Выготский













nemo

Лурия в воспоминаниях: смищно о Среднеазиатской экспедиции (1932)

Продолжаем разговор, начатый (но, увы, совсем не законченный) здесь: вспоминаем Лурию №2...
ЦИТАТА:

До сих пор бытует наивная и ошибочная версия, что Коффка приезжал к нам в 32-м году, чтобы проучаствовать вместе с Лурией в среднеазиатской экспедиции, но не смог, потому что плохо руки мыл перед едой и подхватил дизентерию. Какая чепуха.

Экспедиция была только предлогом, чтобы визу дали и командировочные заплатили, дизентерию Коффка симулировал, конечно, чтобы в экспедицию эту не ехать, а известные его слова, едва не стоившие Лурии головы: «вот с какими идиотами они строят социализм» относились вовсе не к узбекам (которых он, говорю, и в глаза не видал), но как раз к нашим чиновникам, которых он так ловко обвел вокруг пальца...

АВТОР: анонимный блогер Renatus
ИСТОЧНИК: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=74&showentry=24311

Чудесный пассаж, прекрасно иллюстрирующий то беспробудно дремучее состояние, в котором пребывает современная историография русскоязычной психологии. О тех источниках, которые справедливо и так задорно разоблачает автор цитаты, мы поговорим в другой раз. А вот почему афтар должын многа-многа пейсать ищщо! он это делает бесконечно смищно ;) -- см.:

nemo nostrum

Лурия в воспоминаниях: работа в МГПДИ (1937-1941)

Вчера на вконтакте был опубликован презанятный документ. Это - фотография рукописного фрагмента воспоминаний практически никому не известного участника событий довоенного времени по имени Вера Ивановна Абачиева. Из этого документа следует среди прочего, что Лурия действительно работал (т.е., в частности, преподавал) в МГПДИ на протяжении нескольких довоенных лет. Судя по всему, это первая публикация данных об этом никому не известном эпизоде в жизни Лурии, который, осмелимся утверждать, не описан ни в одной из существующих его биографий. Что примечательно, публикация этого документа подтверждает другие, еще нигде не опубликованные данные о работе Лурии в этой организации. Из этого следует, что с дефектологией Лурия был связан не только в 1950е годы, как нам сообщают Э.С. Бейн, Т.А. Власова, Р.Е. Левина и В.И. Лубовский, но и заметно ранее. В частности, это потенциально объясняет, как так получилось, что наш герой отправил свой дефектологический доклад по исследованию олигофрении в Париж на конференцию по детской психиатрии в июле 1937 г. Об этом см. ссылку на французскую публикацию Лурии 1937 года в недавней скандальной, но справедливо раскритикованной товарищами публикации:

Ясницкий, А. Об изоляционизме советской психологии: зарубежные конференции 1920 - 1930-х гг. // Вопросы психологии. – 2010. – №3, 2010. – с. 101-112.
Итак, обнаруженный источник:



Collapse )
Итак, это - уравнение. В нем известно: А.Р. Лурия, МГПДИ, 1937-1941.

А теперь - неизвестные:

* блогер Юлия Светлова (Yulia Svetlova): http://vk.com/id17622422

* мемуарист Вера Ивановна Абачиева: "отличник народного просвещения, учитель с большим стажем работы в школе", один из "опытнейших педагогов района" городского округа Балашиха, "учитель русского языка и литературы, бывший директор школ № 1, 10" [г. Балашиха].

Убедительная просьба отозваться всем, кому известны хоть какие-нибудь подробности как о первом, так и о втором персонаже. В этом месте, между нами, следует сознаться, что старого контрразвечика начинающего историка не оставляет ощущение, что между первой и второй есть какая-то тайная связь, предположительно родственная. Впрочем, поживем -- увидим...