Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

lsv @ usd

ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАШЕ ВСЁ" и Бессмертная классика: о Выготском, педологии и западных влияниях

Эту прекрасную книгу об основателе советской психологии Льве Семеновiче Выготскомъ (aka levb Левъ), судя по ссылкам на нее в литературе, знают все. И при этом, судя по этим же самым ссылкам, похоже, ее вообще никто не читал. А из тех, кто читал, кажется, вообще никто ничего не понял.

А с другой стороны, общественность можно понять: сначала Кровавая Гэбня запретила классика культурно-iсторической псiхологiи на 20 лет (1936-1956), а потом еще к тому же и схоронила эту исключительно важную работу о нем, все стопиццот 10.000 (десять тысяч) экземпляров тиража. А это уже совсем нехорошо, т.к. наука, равно как и искусство, должна принадлежать народу.

Недавно созданное фирмо ооо «Лѣвъ» ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ» провело огромную и самоотверженную работу по подготовке новой публикации этого важнейшего текста эпохи и в ознаменование 115 годовщины Рождения отца-основателя исконно русской психологии Льва Сiмховича Выгодскаго (aka לב שימחוביץ' ויגודסקי) любезно предоставило эту публикацию на халяву в открытом доступе во всемирной паутине aka Iнтернет.

Информация к размышлению: из досье организации. 
Название: ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ»
Национальный состав: интернационалисты
Социальное происхождение: смешанно-местечковое
Политические убеждения: левые традиционалисты, беспощадны к врагам
Цели и задачи:

Один из приоритетных проектов фирмы ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ» - издание неопубликованных работ Л.С. Выготского, а также переиздание уже известных трудов. Перевод на иностранные языки научных текстов классика отечественной психологии, его учеников, преследователей, наследователей и последователей. В настоящее время опубликовано несколько научных и научно-популярных изданий. Кроме того фирма публикует различные периодические издания и сборники и осуществляет электронную публикацию материалов на сайте.

Огромный интерес также представляют комментарии к публикации, подготовленные сотрудниками издательства, которые мы с любезнейшего разрешения руководства издательства приводим ниже. Остается только выразить надежду, что эта интереснейшая работа про Нашего Учителя Льва Семеновича Выготского наконец найдет своего вдумчивого и критически мыслящего читателя. Желаем всем приятного прочтения!

Collapse )

Источник (там же и торрент-линк): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3825282


О полном собрании сочинений Выготского:
PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского / PsyAnima Complete Vygotsky
http://psyanimajournal.livejournal.com/3526.html

aquila non captat muscas!

История психологии в Армении? / History of Armenian psy: anyone interested?

Basically, see the subj. That is, some guys are launching a study of the history of psychology in Armenia (it's not far from Caucasus mountains, between Black and Caspian sees; on the north-west from Iran, east from Turkey; for details please don't hesitate to ask googlemaps). The point of the study is to show Armenian psychology as a somewhat paradoxical mixture of both nationalist and international science. The issue of scientific brokerage will be explored at considerable length.

Q: Anybody interested to join/share/cooperate/collaborate/whatever else? RSVP asap.
Ув. коллеги!

Как известно, многие из нас интересуются темами этнопсихологии и развития психологии в периферийных (т.е. нестоличных) регионах или, скажем, вопросами культурного-научного обмена и взаимодействия между столичным центром и периферией или, иначе, международного обмена и сотрудничества в науке.

Отсюда вопрос: интересует ли кого-нибудь пообщаться (в перспективе - посотрудничать) на тему исследования истории психологии в Армении и ее уникального культурного положения в условиях существования между русскоязычной психологией Восточной Европы, научными традициями Западной Европы и Северной Америки и, наконец, культурными традициями исламского Востока.

Вопросы и предложения с интересом принимаются.
nemo nostrum

Левин, К. 1931. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии

Текст, в сети, в четырех частях:

Курт Левин. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Источник: здесь; всем причастным спасибо.
lsv @ usd

От социального к индивидуальному -- или все же наоборот?

А вот такая загадка попалась на страницах бессмертного труда Л.Ф. Обуховой ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. М.: Тривола, 1995. К самой книге у меня доступа нет, а потому пользуюсь ее сетевой версией.

Итак, в главе 6 Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА утверждается следующее:

С точки зрения Л.С.Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному.

И далее:

Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.

Добрые люди, проясните, пожалуйста: это только мне кажется, что это утверждение абсолютно бредовое или это очевидно всем? Помимо по-большевистски чеканного и абсолютно неверного утверждения про "центральную проблему всей без исключения зарубежной психологии" (разбор с дюжины западных теорий социогенеза см., напр., в книге Valsiner, J., & Van der Veer, R. (2000). The social mind: Development of the idea. Cambridge, MA: Cambridge University Press), там еще содержится явная нелепость про "переход от социального к индивидуальному", а не, как могло бы показаться по логике автора, наоборот. А то ведь по сети уже эта премудрость разошлась, как так и надо... Или, может быть, это ошибка оцифровки, а на самом деле в бумажной книжке все по-другому сказано? Ведь, и в самом деле, не может же быть все ну совсем так плохо, а?
nemo nostrum

Анонс конференции по истории психологии/Call for papers: conference on the history of psychology

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Институт психологии Российской академии наук (г. Москва),
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Приглашают Вас принять участие в работе
методологического семинара по истории психологии
АРЗАМАССКИЕ ЧТЕНИЯ – 2
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Дата и место проведения: 15-17 сентября 2011 года,
Collapse )
lsv @ usd

К датировке текстов Выготского и Ко.: октябрь 1930 года как бритва Оккама :)

Нечего и говорить, что вопросы датировки и периодизации исключительно важны в истории развития мысли, в частности, в истории науки. Применительно к творчеству Выготского-Лурии и их команды (aka Vygotsky CircleTM) этот вопрос еще более важен в свете того, с какой скоростью у них там все менялось (особенно в 1930е гг.), а с другой стороны, насколько мало из всего того, что тогда было сделано, оказалось в конце концов опубликовано. Что приводит к большой путанице. Одной из актуальнейших задач "выготсковедения" (aka Vygotskian StudiesTM) является отсечение всей той, по большому счету, механистической ерунды, что Наши УчителяTM намолотили в 1920е годы, от по-настоящему интересной, современной и важной психологии, что они начали создавать в последний период жизни Выготского, ну и, по инерции, до конца довоенного десятилетия. Для такой операции "отсечения" нам нужен пригодный инструмент, скальпель, если угодно, бритва им. тов. Оккама. Такая бритва позволит нам, не порождая спекуляций и двусмысленностей, отделить то, что хорошо, от того, что скушшно в наследии Наших Учителей. Итак, Collapse )

Итак, сэкономим на конкретных текстологических комментариях и проч. аргументации, а в сухом остатке имеем:

все основные работы Выготского, датируемые 1930-31 гг., опубликованные и не опубликованные при жизни автора, были написаны ДО октября 1930 г. Это в первую очередь такие тексты как (пойдем по лифановскому списку):

  • 183. Орудие и знак // Семейный архив Л.С. Выготского (1930?). Рукопись;То же // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. С. 5-90; То же // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 196-199. Фрагменты из I и III глав.

  • 195. Структурная психология // Выготский Л., Геллерштейн С. и др. Основные течения современной психологии. М.; Л.: ГИЗ, 1930. С. 84-125; То же. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972. 47 с.

  • 196. Эйдетика // Выготский Л., Геллерштейн С. и др. Основные течения современной психологии. М.; Л.: ГИЗ, 1930. С. 178-205; То же // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 275-281. Сокращ.

  • 198. Этюды по истории поведения. (Обезьяна. Примитив. Ребенок). М.; Л.: ГИЗ, 1930, 232 с. Совместно с А.Р. Лурия; То же. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 223 с.

  • 202. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 13-223; То же // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 5-328; То же // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 264-284. Фрагменты.

  • 207. Педология подростка. М.;Л.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1931. 504 с. На правах рукописи. Задания № 9-16. Разделы: Психология подростка. Социальные проблемы педологии переходного возраста. Заключение; Фрагмент под загл.: Динамика и структура личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 138-142; Фрагмент под загл.: Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1994. С. 211-215; Отдельные главы // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 5-242; То же // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 328-356. Фрагменты.


NB: две последние работы из этого списка традиционно датируются 1931 годом, -- судя по всему, это неверно.

К слову, предположительно к середине-концу 1930 года следует отнести и полномасштабное увлечением гештальт-психологией в кругу Выготского (см. чистосердечное признание в любви в 195. Структурная психология // Выготский Л., Геллерштейн С. и др. Основные течения современной психологии. М.; Л.: ГИЗ, 1930. С. 84-125; То же. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972. 47 с.), что может случить еще одним, несколько неопределенным признаком, позволяющим нам с большей точностью датировать тексты Выготского. Тем не менее, это несколько предварительное и необоснованное утверждение, нуждающееся, к тому же, в критическом изучении.
nemo nostrum

Запорожец и Эльконин (1979) об основах КИТ/Vygotsky's students on the foundations of Cult.Psy.(CHAT)

Здесь только текст; комментарий к публикации см. выше//Here is text only. See comment above.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ, 1979, № 4, с. 14-24.
А. В. ЗАПОРОЖЕЦ, Д. Б. ЭЛЬКОНИН
Collapse )
lsv @ usd

Размышления об истории психологии духовности

Как хорошо известно советская психология зарождалась в условиях атеистической и богоборческой власти большевиков. Потому ее и надо понимать именно как светский научный проект, четко отделявший науку от теологии. В качестве примера см. ранее уже приводившуюся здесь цитату начала 1930х годов, весьма характерную для советской психологии при большевиках. В таком ключе развивались психологические исследования в отечественной науке вплоть до сравнительно недавнего времени. Однако, падение коммунистического режима привело к деидеологизации психологии и отмене доктрины официального безбожия. К чему же мы пришли к настоящему моменту со времени исторических работ о кризисе психологии 1920-30х годов?

Современную психологию часто критикуют. Причем критикуют как "некумулятивную", "антиисторичную", эмпирицистскую, фрагментированную, атеоретическую и редукционистскую науку. (Такую критику см., в вышедших на Западе недавних сборниках работ прогрессивных зарубежных авторов, напр., The Observation of Human Systems. Lessons from the History of Anti-Reductionistic Empirical Psychology под ред. Joshua Clegg или Methodological thinking in psychology: 60 years gone astray? под ред. Aaro Toomela, Jaan Valsiner).

В этой ситуации предлагаются разные альтернативы выхода из кризиса. Одна из них вызвана критикой утраты духа, души и духовности в современной психологии. Об этом, например, пишет современный классик отечественной психологии В.П. ЗинченкоCollapse )
Проблематика духа и духовности исследована в целом ряде работ ведущих российских психологов, академиков и членов-корреспондентов Российской Академии естственных наук и Российской Академии Образования, лидеров отечественной психологии таких как Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, Ф.Е.Василюк, и многие другие, представляющих совокупно христианско-ориентированные психологические исследования в современной отечественной психологии. ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ является сегодня одним из полноправных академических направлений, Collapse )

И в то же время, надо признать, что отечественные психологи совсем не одиноки в своем поиске души и нравственно-духовной составляющей. Так, например, с историей развития и становления ИУДЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ можно ознакомиться на сайте факультета психологии Еврейского Университета в Иерусалиме, основной проблематикой которого с самого его основания были вопросы иудейской духовности, смысла человеческого существования и взаимоотношения бессознательных и сознательных процессов. Также чрезвычайно интереснa история построения ИСЛАМСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, развиваемая в научных трудах прогрессивных ученых Ближнего Востока и Средней Азии (с историей становления исламской психологии можно ознакомиться на сайте факультета психологии Тегеранского Университета). Сравнительно коротка история развития АВТОХТОННЫХ и ИНДИГЕННЫХ ПСИХОЛОГИЙ постколониального периода, развивамых в целом ряде стран Южной Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (об индигенизации глобальной психологии см., напр., Internationalizing the history of psychology под ред. Adrian C. Brock). Кстати, от последних надо отличать откровенно реакционную ЯЗЫЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ, спекулирующую на народных традициях постколониальных развивающихся стран, но лишь внешне имитирующую идею восхождения по нравственной вертикали, отличающую все вышеназванные направления современной психологической мысли.

Подводя итог этого обзора, можно сказать, что поиск духовности в современной психологии только начат и встречается с определенным сопротивлением консервативно настроенных традиционных психологов. Тем не менее, вне всякого сомнения, в исторической перспективе будущее именно за этим направлением современной психологии, своими корнями уходящей в работы наших Учителей, основоположников отечественной психологии Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурия, Блюмы Вульфовны Зейгарник, Бориса Герасимовича Ананьева, Бориса Фёдоровича Ломова, Григория Силовича Костюка, Петра Яковлевича Гальперина, Даниила Борисовича Эльконина, Василия Васильевича Давыдова, Эвальда Васильевича Ильенкова, и многих других.
nemo nostrum

"K прискорбию, погибли в гитлеровских застенках": Wera Mahler (Вера Малер)

В своей книге "Теория личности Курта Левина" (М.: МГУ, 1981) Блюма Вульфовна Зейгарник поминает двух исследователей, аспиранток и учениц Курта Левина -- В. Малер (Wera Mahler) и К. Лисснер (Käte Lissner), при этом сожалеет, что "обе они, к прискорбию, погибли в гитлеровских застенках" (стр. 33, глава "Проблема замещающего действия в теории К. Левина"). Кстати, то же сообщение о трагической смерти "в фашистских застенках" этих двух учениц Левина проходит и в ее интервью с Ярошевским (В школе Курта Левина. Из бесед с Б.В. Зейгарник; опубликовано в Вопросах психологии за 1988 год: интересующий нас фрагмент см. на с. 175). В этом месте необходимо внести некоторое уточнение.
Вера Малер (* 12.10.1899 + 14.9.1991) (см. ее классическую "левиновскую" работу Ersatzhandlungen verschiedenen Realitätsgrades, Psychologische Forschung, 1933, 18, 27-89) на самом деле ни в каком гитлеровском застенке не погибала. Напротив: выжила и в определенный момент оказалась (эмигрировала, если угодно - репатриировалась) в Израиле (сам-то Левин тоже туда собирался, но его не приняли на кафедру в Иерусалиме, Hebrew University of Jerusalem, -- видать, не подошел), где и жила в местном городе Тель-Авиве (или его окрестностях; по положению дел на 1960е гг.) и, говорят, преподавала психологию в местном же университете.
Свидетельством тому хотя бы ее эссе про Левина, написанное ею в середине 1960х по запросу Alfred J. Marrow, работавшего в ту пору над своей книгой про Курта Левина (вышла под названием The Practical Theorist в 1969). Эссе Малер из архива Мэрроу (архив хранится в Архиве американской психологии, что в г. Экроне, штат Огайо) было опубликовано в 1996 в немецком журнале по истории психологии Psychologie und Geschichte, и находится сейчас в открытом доступе, в виде pdf: In memory of my teacher, Kurt Lewin. Один недостаток: там все английскими буквами, с немецким резюме. Неудобно, и в самом деле, но -- кому надо и так разберет.
aquila non captat muscas!

Об изоляционизме советской психологии, или я русский бы выучил только за то...

Как известно, в середине 1936 г., помимо "педологического постановления" и анти-педологической кампании, был начат еще один развязанный кровавой гэбней процесс: "патриотическая" анти-лузинская кампания. Сам-то Лузин был математиком и потому круги по воде и прочие обсуждения и осуждения, принято считать, прошли преимущественно в области естественных и точных наук. Тем не менее, кое-какие последствия этой кампании имели место и в психоневрологическом сегменте научных дисциплин, свидетельством чему [по меньшей мере] одна публикация того времени. Журнал "Фронт науки и техники" у нас уже фигурировал в связи с письмом в защиту К.Н. Корнилова за подписью ряда научных деятелей, известным из которых к настоящему времени остался, пожалуй, лишь некто Л. Выготский.

А вот в другой публикации этого журнала поминаются такие психоневрологи/физиологи, как Л.С. Штерн и [П.К.] Анохин, и как раз в связи с обсуждением проблемы «психологического раболепства к слову, напечатанному латинским шрифтом» и, вообще, идолопоклонства перед Западом среди советских ученых:
«В конце концов где же все были» — резонно спрашивала выступавшая на заседании засл. деят. науки проф. Штерн. Она указывала на чрезвычайно слабое развертывание самокритики в научной среде, плохую работу СНР и ВАРНИТСО в научных учреждениях. Л. С. Штерн много лет жила заграницей, связана до сих пор с ее научными учреждениями и она заявляет, что создавшийся в некоторых наших квалификационных учреждениях и среди многих ученых пиетет к опубликованным в иностранных журналах работ ни на чем не основан. «Нет ничего легче, чем напечатать любую, даже ничего не стоящую работу, заграницей». Особенно, если работа сдана за подписью лица, которое работает в лаборатории, возглавляемой известным ученым — она пройдет без всякого труда, без всякой редакции, даже если это будет невероятная глупость.

Проф. Анохин указал, что научная общественность ВИЭМ заклеймила вредительство Лузина. И в среде медицинских научных работников имело место «психологическое раболепство к слову, напечатанному латинским шрифтом». Работники ВИЭМ считают, что печатать советские работы заграницей можно и нужно, но они должны в первую очередь публиковаться у нас, должны быть сначала реализованы в практике нашего хозяйства.

Тема эта не утратила своей актуальности и в наши дни, и, к примеру, вот совсем недавно нашла свое творческое развитие в интереснейшем интервью на тему о лженауке и мракобесии (idem) президента Российской Академии Наук (РАН) академика Ю.С. Осипова:
Знаете, если человек – специалист высокого класса, то он будет и русский язык изучать, и читать статьи на русском. Это что за странная постановка вопроса? Почему мы, российские наши люди, должны учить английский язык, чтобы читать работы на английском языке, а там – нет? Многие выдающиеся математики с удовольствием публикуют статьи в русских журналах и не считают это зазорным.

Что же касается изоляционизма в 1920-30 годы, то, несмотря на определенную перекличку с современностью, там, на самом-то деле было все совсем по другому. И пока мы недоумевали по поводу причудливых изгибов кривой исторического развития науки, время от времени пописывая глупости типо того, что все контакты с Западом закрылись где-то там в начале 1930х и начался Ужасный ТеррорTM, развязанный безжалостной Кровавой ГэбнейTM против Многострадальной Репрессированной НаукиTM, и никто из нас не мог внятно разъяснить ситуацию с изоляционизмом до войны, некто Ясницкий выпустил пару статей в Вопросах психологии по интересующему всех нас вопросу:Что можно сказать, статьи скучноваты, но, справедливости ради, богаты фактографией. Да, и еще графички с картинками хорошо получились. Разъяснение там так и не последовало, но надо отметить, журнал анонсирует публикацию большой "разъяснительной" статьи этого автора в одном из ближайших номеров:
Данные, представленные в этой статье и в предыдущей публикации этого же автора на тему изоляционизма советской психологии [8], с непреложностью свидетельствуют как о росте тенденций самоизоляции, характерных для всей советской науки начиная с середины 1930-х гг., так и о значительных усилиях по преодолению этой изоляции, очевидных в научной деятельности целого ряда советских психологов. За неимением места анализ этих двух противоречивых тенденций в научных коммуникациях советских ученых будет представлен автором в ближайших публикациях «Вопросов психологии»
Что ж, подождем, да поглядим, чего там такого особенного нам расскажут, чего никто из нас еще не знал...