Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

lsv @ usd

Принцессы тоже какают, или Загадки Истории/A Mystery: A Couple of Days in the Life of Lev Semenovich

ABSTRACT. The events in the life of Lev Vygotsky in November, 1933 are presented and discussed from the perspective of his calamities and professional troubles during the years of Cultural Revolution (1929-1933).
Всех лично заинтересованных поздравляем с днем рождения Зигмунда Фрейда. Тем не менее, сегодня мы все же вспомним о Карле Марксе, чей день рождения, к слову, мы все отмечали вчера, 5 мая, и поговорим об одной Загадке Истории, которую нам пока что не удается разгадать.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Это аксиома, известная всем, кроме, пожалуй, историков психологии (по крайней мере, их русскоязычного подмножества), подавляющему большинству которых удается витать в мире "чистых идейTM" (интересно, где они эти самые "чистые идеиTM" только находят), а если и поминают "социальную историю отечественной науки", то исключительно не на ночь глядя, когда силы зла властвуют безраздельно и исключительно в контексте "репрессированной наукиTM" и ее героического, но неравного противостояния кровавой гэбнеTM, зловещему сталинскому режимуTM, и проч. iсчадиямъ адаTM. А это, во-первых, не по-марксистски, а во-вторых, не позволяет нам понять очень важные вещи в науке, с точки зрения того, как эта самая наука на самом деле устроена, функционирует и развивается в реальных, конкретно-исторических социальных условиях, -- что, в принципе, одно и то же.
Живой иллюстрацией такого плачевного положения вещей в "историографии отечественной психологииTM" и служит Большая Тайна и Таинственная Загадка, о которой мы вот сейчас и поговорим. Но для начала мы вспомним, что все ученые -- это некогда живые люди, которые, -- даже самые выдающиеся из них -- как принцессы, тоже какают, борются со своими семейными и профессиональными проблемами, делают карьеры, насколько могут зарабатывают деньги, нуждаются в финансировании, сражаются за публикации и ресурсы, и проч. и проч. Одним словом, вспомним о том, что и составляет практику науки: практику социальную, экспериментальную, и дискурсивную...

Итак, как все мы знаем, Выготскому в начале 1930х было как-то неуютно. То есть, не то что бы совсем -- наука шла полным ходом, как дай бог каждому -- но вот в карьерном плане все как-то не складывалось. А именно: закрывались какие-то лаборатории, заканчивалось финансирование (т.е., по правилам того времени, безальтернативно государственное финансирование), сворачивались исследования. Почитать переписку Выготского с Его учениками-и-соратникамиTM периода начала 1930х (издана в Вестнике МГУ в 2004, перевод на английский - 2007, на немецкий - где-то там же, у кого нет текстов - обращайтесь), -- так очень даже такой себе депрессивный портрет проступает. Одним словом, в начале 1930х приключилась с Выготским такая же "репрессированная наукаTM", какая, по недавним сообщениям, постигла и госп. Садовничего, В.А., известного до недавних пор в узких кругах как ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: работать было негде. И даже вмешательство кровавой гэбниTM не понадобилось. Выготскому хотелось то ли удавиться, то ли уехать в Харьков, и было как-то непонятно, какой еще из этих двух вариантов хуже. Более того, печататься тоже как-то не получалось, хотя, как нам сообщают наши тайные агенты и спец-корреспонденты из архивов Выготского, писал он в то время много и упоенно. А с другой стороны, конечно сам и виноват: а нечего было Деборина цитировать!
И вот в таких вот условиях происходит как бы незначащая встреча в одном из московских кабинетов с высокими потолками, а именно в кабинете редактора журнала "Под знаменем марксизма" тов. Митина. Вот как описывает эту самую meeting with Mitin, герой нашего рассказа и непосредственный участник этого события:
Меня вызвал Митин совершенно неожиданно и беседовал со мной по вопросу о положении в психологии и педологии. Интересовался, разрабатывается ли история умственного развития ребенка; говорил, что нужно совместно с ними работать, предложил дать статью принципиальную в "Под знаменем марксизма" и собрать философский актив (человек тридцать), чтоб обсудить ее. Главная идея его: в диалектике они подошли к необходимости разрабатывать проблемы исторические — с точки зрения истории науки и техники и с точки зрения умственного развития. Все пронизать историзмом etc. Я рассказал ему о нашем положении. Не знаю, приведет ли это к отказу от его предложения. Но на словах он сказал, что положение создалось недопустимое etc. Может быть, с этой стороны мы найдем поддержку. Больше ничего нового не знаю. Как узнаю, сообщу. Меня бесконечно опрашивают и треплют.
(Из письма Выготского к А.Р. Лурия от 21 ноября 1933 года).
Ну что ж, поговорили и разошлись. Самое интересное в этой истории то, что уже через 5 (пять) дней после написания этого самого письма Выготский назначается на должность заведующего кафедрой генетической психологии Государственного института подготовки кадров Наркомздрава Украины (Справка об утверждении на должность от 26/XI 1931 г. // Семейный архив Л.С.Выготского; Источник: Выгодская и Лифанова, 1996, с. 129). Ну, то, допустим, мелочь, хоть и приятно: на работу в Харькове, судя по всему, volens nolens взяли. А вот через полтора месяца, похоже, тренд с трудоустройством как-то поменялся и в Столице Нашей РодиныTM, и Выготский, по сообщению Выгодской и Лифановой, получает приглашение "возглавить отдел психологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ)":
Согласно приказу № 7 по Московскому филиалу ВИЭМ [i.e., во Всесоюзном институте экспериментальной медицины] от 14 января 1934 г., проф. Л.С.Выготский вводится в организуемое при дирекции постоянное научное Планово-методологическое бюро. Этим же приказом вновь созданному Планово-методологическому бюро предписывалось «приступить к проработке планов на 1934 г. и закончить эту работу к 15 февраля 1934 г.». Приказ подписан директором ВИЭМ проф. И.П.Разенковым // Семейный архив Л.С.Выготского (Источник: ibidem)
Post hoc, как все мы прекрасно знаем, совсем не обязательно ergo propter hoc, иными словами, из факта встречи с могущественным Митиным не следует почти ничего. Почти. Тем не менее, интересно то, что в конце 1933 года советским философам зачем-то вдруг -- а может вовсе и не вдруг? -- понадобился историзм Выготского: "в диалектике они подошли к необходимости разрабатывать проблемы исторические — с точки зрения истории науки и техники и с точки зрения умственного развития. Все пронизать историзмом". Еще раз: нельзя утверждать причинно-следственную связь между этими событиями, но факт остается фактом: весь такой до тех пор затравленный да задепрессированный Выготский оказался вдруг очень востребованным, а с конца 1933 стал постепенно входить в элиту советской научной иерархии, свидетельством чему, например, резкий всплеск числа его публикаций в 1934-1936 и проч. косвенные признаки. Одна беда: карьерный взлет его в 1934 году был стремителен, но, к нашему общему сожалению, недолог: госпитализирован в начале мая, скончался 11, а похоронен 13 июня 1934 г.

...Итак, что это было, спросите? А кто ж его знает; см. выше: изучением социальной истории психологии до сих пор занимались преимущественно глядя из узких бойниц осажденной крепости "репрессированной науки"... И все же, может, кто-нибудь в пару-тройку архивов по Москве походит, да когда-нибудь ситуацию нам, "историкам отечественной психологии" да прояснит? Надежда живет...

...А тем временем, чтоб два раза не вставать, надо бы сходить к философам, и попытаться у них разузнать, с чего б это вот именно к концу 1933 они там надумали все пронизать историзмом etc.
nemo nostrum

Росс. Психоаналит. Общ-во (РПСАО) в Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse, VII, 1921

Сайт http://psychoanalyse.narod.ru , похоже, несколько ожил, но, поскольку никто не может поручиться за то, что им уготована вечная жизнь (о предыстории вопроса см. здесь), то нелишним представляется сохранить еще и материалы за 1921 год, пока не началось.

К слову, кое-что о РПСАО secundum psychoanalyse.narod.ru:
Русское психоаналитическое общество (1922-30?)

Collapse )

Итак,

Collapse )
aquila non captat muscas!

Леонтьев А. Н. (1968). Карл Маркс и психологическая наука

via ipain, из интервью тульвисте:
У Ле­он­ть­е­ва есть и ра­бо­ты, ко­то­рые чи­тать лег­ко. На­при­мер, в 1968 го­ду в жур­на­ле «Во­про­сы пси­хо­ло­гии» опуб­ли­ко­ва­на ста­тья, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся Карл Маркс и пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка. Ко­гда ме­ня спра­ши­ва­ют, в чем суть тео­рии Ле­он­ть­е­ва, и ко­гда мне не­ко­гда рас­ска­зы­вать, то я все­гда со­ве­тую чи­тать эту ста­тью; ее по ка­ко­му-то не­до­ра­зу­ме­нию он на­пи­сал очень про­сто и по­нят­но. Мо­жет быть, не бы­ло дос­та­точ­но вре­ме­ни, я не знаю. Она аб­со­лют­но по-дру­го­му, в дру­гом клю­че на­пи­са­на, не­же­ли обыч­ные ста­тьи Ле­он­ть­е­ва...
Текст - в студию:

Леонтьев А. Н. Карл Маркс и психологическая наука // Вопросы психологии. 1968, N5; djvu
nemo nostrum

Сексуальная революция: глобальная и перманентная

Ну что ж, раз пошла такая пьянка, то кое-что еще о перманентной сексуальной революции нашлось в сети:

материалы о Вильгельме Райхе (1897-1957) вообще - здесь, и, в частности, вот такие тексты, как, например, статья пионера психоанализа в России -

* Вульф М. О положении психоанализа в Советском Союзе (Отклик на статью В. Райха) [Wulff M. Zur Stellung der Psychoanalyse in der Sowjetunion (журнал Die psychoanalytische Bewegung, II, Internationaler Psychoanalytischer Verlag, Wien, 1930, стр. 70-75)] или

* размышления самого Райха о природе семьи и сексуальности в Советской России приблизительно с 1920х годов во второй части его книги с характерным названием "Сексуальная революция";
Collapse )

* и наконец, историографу науки--и не только--должна быть интересна также его книга "Психология масс и фашизм"
Collapse )

Ну а за компанию см. биографии и проч. деятелей русского-советского психоанализа в википедии, статья Русское психоаналитическое общество, а дальше по ссылкам. Помимо этого, для кого-то небесполезным может оказаться словарь Российские психоаналитики (оно же, zip, оно же, html) или, скажем, на ту же тему, книжка Эткинда Эрос невозможного. История психоанализа в России.

А в заключение, напоминание: Хроники Русского психоаналитического общества (РПСАО), 1923-1930 из публикаций в Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse

Update от 27.12.2009, ~1:30 p.m. EST:
Уважаемый ipain призывает нас зреть в корень и не поддаваться на попытки чрезмерного упрощения (aka oversimplification). И в этом он абсолютно прав. Исправляемся. Заметно более дискурсивная, более приближенная к оригиналу, а потому и более надежная версия текста Залкинда про половые заповеди, хоть и в выдержках, здесь:

* А. Б. Залкинд «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» //А. Б. Залкинд. Революция и молодежь. - М., 1924 // Цитируется по журналу, «Родник» 1989. № 9. С. 63—68. http://www.vvsu.ru/grc/e-library/files/12_polovih_zapovedei.doc

Ссылка же эта позаимствована из такого полезного и доступного источника:
* Раковский, А.В. (2006). Половая мораль в СССР; несколько отличная версия этого текста того же автора - Обобществление жён. Ну а оттуда, кому интересно, дальше по линкам...
memory

Урио Энгестрем посетил Москву

На прошедшем недавно в Москве международном симпозиуме «Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик» выступил Урио Энгестрем.

Он посвятил свой доклад формированию комплексных понятий.

Из его доклада:
Комплексные понятия (complex concepts) являются поливалентными, спорными, всегда незавершенными. Каждый из участников взаимодействия делает свой вклад в уточнение понятия применительно к данной ситуации. Такие понятия включают в себя мечты, надежды, ценности, намерения, эмоции, становясь «понятиями потенциально возможного». Комплексные понятия развиваются и формируются в двух измерениях: вертикальном (при взаимодействии научных и житейских понятий, в процессе восхождения от абстрактного к конкретному) и горизонтальном (в коллективных дискуссиях и попытках применять эти понятия в различных сферах деятельности).

Развитие комплексных понятий проходит через циклические стабилизацию и дестабилизацию. Стабилизация происходит за счет четкого наименования (naming), помещения понятия в конкретные рамки (framing) и воплощения его в материальных орудиях или продуктах труда. Дестабилизация – за счет «делания видимыми» противоречий внутри понятия (visibilization), конфронтации, размывания границ понятия (blending) и создание новых (противоположных или дополняющих) « понятий потенциально возможного» (possibility concepts). Формирование комплексных понятий включает в себя процесс не только интериоризации заданного в культуре, но и экстернализации, активного создания новых понятий (которые затем также интериоризируются).

Проблема использования материального орудия как организатора опыта, стабилизирующего комплексные понятия, рассматривается на примере работы службы по оказанию патронажной помощи пожилым людям в Хельсинки. На практике эта служба столкнулась с противоречием между понятием помощи у социальных работников, включающим медицинскую помощь, помощь в делах по дому и др., и у клиентов, которые боролись с проблемами одиночества и снижения способности к передвижению. Для решения этой проблемы было разработано специальное средство – Соглашение о движении (Mobility Agreement), которое использовалось для обсуждения между социальным работником и клиентом возможностей клиента, его опасений, медицинских предписаний, и как памятка для выполнения выбранных упражнений. Использование такого материализованного средства как постоянной основы для социальной работы может стать путем к созданию нового расширенного объекта деятельности и новых форм совместной деятельности при патронаже на дому.
lsv @ usd

Игра: Блиц-опрос

Дорогие друзья и уважаемые коллеги!

Терзает меня один вопрос, на который не могу найти ответа. Есть два таких мнения:

Одно мнение...... и Другое мнение
В игре для ребенка все может быть всемПоложение, что для ребенка в игре все может стать всем, —
это положение неправильное: не все может быть всем

Ну вот... А как правильно-то, на самом деле, а?

:)
размытый

(no subject)

Уважаемые коллеги!

Очень нужны образцы почерка Н.А. Бернштейна и П.П. Блонского. Буду благодарна за любые ссылки - на электронные или бумажные издания (на электронные, конечно, предпочтительней :)).

Речь идет об идентификации маргиналий на полях рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологичесокго кризиса". Помогите отечественному выготсковедению :))
nemo nostrum

д-р П. Я. Гальперин (Харьков) в 1930 г.: Лечение наркоманий ...


Лечение наркоманий

Алкоголизм * Морфинизм * Кокаинизм

Перевод с немецкого д-ра П. Я. Гальперина

с приложением статьи об амбулаторном лечении алкоголиков

1930 г. издательство "Научная мысль"

учр. Наркомздравом УССР


П.Я. Гальперин. Амбулаторное лечение алкоголиков.
Collapse )

Источник: Алкоголизм в Германии
nemo nostrum

хроники Русского психоаналитического общества (РПСАО), 1923-1930

Как выяснилось, сайт psychoanalyse.narod.ru задремал, а потому как очень небезынтересные материалы по истории Русского психоаналитического общества по неизвестной причине и на неопределенный срок остаются недоступными, а ссылки на них не работают, -

на всякий случай, пусть здесь полежит то, что удалось воскресить из Google cash'а:

Collapse )
  • yosich

Эдвард Бернейс - не только племянник Фрейда


Имя Эдварда Бернейса наверное мало кому знакомо. Первый интересный факт о нем то, что Фрейд приходился ему дядей. Но его вклад в историю этим не ограничивается. Эдвард Бернейс - фактически отец современной рекламы и пиара. Он был первым кто придумал и стал употреблять термин - public relations. Интереесно, но сам он говорил, что придумал термин пиар вместо термина пропаганда, который к тому времени имел негативные ассоциации.

Эдвард Бернейc знал из первых рук что такое настоящая пропаганда - он был начальником пропаганды в команде американского президента Вудро Вильсона на мирных преговорах в Париже после окончания Первой Мировой Войны. Он был одним из первых, кто стали активно применять психологические методы в рекламе. Он придумал product placement и строил методы рекламы на основах психоанализа. Он придумал рекламную кампанию "Факелы Свободы", которая убедила миллионы американских женщин, что курение является символом их "освобождения". Смешной факт - когда Бернейс создавал эту кампанию он обратился к виднейшему Нью-Йоркскому психоаналитику того времени, который "за большие деньги" открыл ему секрет, что символизируют сигареты с точки зрения психоанализа.

Все это и больше можно посмотреть в интереснейшем документальном фильме Адама Кертиса "Пропаганда в Америке - История ПИАРа", выложенном на youtube. И хотя Адам Кертиц не психолг, а журналист - фильм содержит массу интереснейшей исторической информации и кадров.