Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

aquila non captat muscas!

История Харьковской школы: лучшая статья всех времен и народов, попытка #2 :)

Некогда один наш автор похвалялся, что написал лучшую статью по истории Харьковской школы психологии, даже две статьи. Бурного обсуждения это сообщение не вызвало, потому, вероятно, что оба заявленных текста были на английском языке.

С тех пор статья с промежуточными результами текущего исследования по истории Х.ш. появилась и на русском языке и, более того, была опубликована в журнале Культурно-историческая психология. Если кому интересно, текст лежит в свободном доступе здесь.

Обсуждение приветствуется.

Л. Выготский и Г. Щедровицкий

Уважаемые коллеги, обсудим?
…на мой  взгляд, Георгий Петрович был больше выготскианцем, чем сам Выготский: «щедровизм» – это одна из самых сильных выготскианских линий, где знаково и опосредованно все доведено до своей кульминации…
Борис Эльконин
http://www.fondgp.ru/gp/personalia/1970/39

В широком сознании распространилось и закрепилось убеждение, что именно психология дает обоснование процессов обучения и воспитания, и это убеждение сохраняется и в наши дни. Достаточно сказать, что на 11 съезде Общества психологов (1963) на специально организованном симпозиуме «Психологические проблемы повышения эффективности обучения в школе» многие выступавшие (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Л. С. Георгиев и др.) обсуждали вопрос о принципах и методах построения психологической теории обучения и отказывались согласиться с тезисом, что такой психологической теории обучения и воспитания в принципе не может быть.
На наш взгляд, в настоящее время нет ничего более вредного для развития научной педагогики, чем убеждение, что именно психология дает необходимое и достаточное научное основание для педагогической работы.
Г. П. Щедровицкий. Педагогика и логика. М. 1993, с. 8.

nemo nostrum

СССР, 1920-1930 гг.: Ученики пожирают своих учителей

Сравнивая ситуацию в математике с подобными ситуациями в других науках (физике, биологии, философии), нельзя не заметить тенденцию "порождения собственного могильщика". А.М.Деборин выдвинул М.Б.Митина, Н.И.Вавилов – Т.Д.Лысенко. В математике была предпринята попытка противопоставить Н.Н.Лузина Д.Ф.Егорову (особенно на выборах в АН СССР 1929 г.), а после расправы с Егоровым некоторые ученики Лузина перенесли огонь критики на него самого, выдвинув претензии к его теории А-множеств, которую Кольман обвинил в недиалектичности. Таким образом, в порождении "собственного могильщика" просматривается некая каннибальная закономерность.
Боголюбов А.Н., Роженко Н.М. Опыт "внедрения диалектики в математику" в конце 20-х – начале 30-х гг.
nemo nostrum

Неизвестный Выготский: Выготский, 1930a

Экспериментальное исследование высших процессов поведения // Психоневрологические науки в СССР. М.; Л.: Медгиз, 1930. С. 70-71. Тезисы докл. на I съезде по изуч. поведения человека. Январь 1930 г.

Публикуется впервые с 1930 г.

Collapse )
сопротивление

Семинар, столетие Ананьева



Попала ко мне эта запись случайно, это семинар на факультете в рамках отмечания столетия Ананьева. Впечатление производит довольно тягостное, на мой взгляд.
nemo nostrum

Щедровицкий об истории и методологии психологии

По наводке ipain --

предлагается нашему вниманию замечательнейший и детальнейший разбор теории Гальперина в её развитии и взаимосвязях (упомянуты: Выготский, Леонтьев, Славина, Харьковская школа и многое другое).

Щедровицкий Г. П. Психология и методология (1): Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных способностей. М.: Путь, 2004. — 368 с.

Текст также лежит в сети.
nemo nostrum

Принцесса или тигр?

Итак, продолжаем цикл публикаций посвящённых вопросам авторства. Есть по этому поводу у меня две истории.

История 1. Изучаю я материалы дискуссии 1969 года между отцами-основателями теории деятельности и ветеранами Харьковской школы (присутствовали: Алексей Леонтьев, père, Запорожец, Д. Эльконин, Гальперин и Зинченко, соответственно, fils), дохожу до выступления Гальперина и Collapse )



История 2. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964, глава 5, Развитие мышления. Авторы: Запорожец, В. Зинченко, Д. Эльконин.

Читаем, чёрным по белому Collapse )

Кто-нибудь вообще понимает, что это всё значит?
сопротивление

Классификация мышления

А кто-нибудь знает, кто ввёл такую классификацию видов мышления на предметно-действенное (aka наглядно-действенное), наглядно-образное и абстрактно-логическое? Нутром чую, что это что-то европейское (а скорее всего из московской школы), ибо в американских я встречал только про Visual thinking, а это немного другое...
nemo nostrum

(3+5)-1+1=8

Итак, в продолжение темы публикации фотографий школы Выготского/ Леонтьева:

оказывается, в тот день было сделано по меньшей мере три (а точнее, - по меньшей мере четыре, см. ниже) фотографии. Первые две любезно предоставлены laniana, третья опубликована на сайте http://www.anleontiev.smysl.ru/ (опять-таки via laniana)

Вот они:


О тех же, кто на этих снимках представлен Collapse )