Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

lsv @ usd

ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАШЕ ВСЁ" и Бессмертная классика: о Выготском, педологии и западных влияниях

Эту прекрасную книгу об основателе советской психологии Льве Семеновiче Выготскомъ (aka levb Левъ), судя по ссылкам на нее в литературе, знают все. И при этом, судя по этим же самым ссылкам, похоже, ее вообще никто не читал. А из тех, кто читал, кажется, вообще никто ничего не понял.

А с другой стороны, общественность можно понять: сначала Кровавая Гэбня запретила классика культурно-iсторической псiхологiи на 20 лет (1936-1956), а потом еще к тому же и схоронила эту исключительно важную работу о нем, все стопиццот 10.000 (десять тысяч) экземпляров тиража. А это уже совсем нехорошо, т.к. наука, равно как и искусство, должна принадлежать народу.

Недавно созданное фирмо ооо «Лѣвъ» ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ» провело огромную и самоотверженную работу по подготовке новой публикации этого важнейшего текста эпохи и в ознаменование 115 годовщины Рождения отца-основателя исконно русской психологии Льва Сiмховича Выгодскаго (aka לב שימחוביץ' ויגודסקי) любезно предоставило эту публикацию на халяву в открытом доступе во всемирной паутине aka Iнтернет.

Информация к размышлению: из досье организации. 
Название: ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ»
Национальный состав: интернационалисты
Социальное происхождение: смешанно-местечковое
Политические убеждения: левые традиционалисты, беспощадны к врагам
Цели и задачи:

Один из приоритетных проектов фирмы ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ» - издание неопубликованных работ Л.С. Выготского, а также переиздание уже известных трудов. Перевод на иностранные языки научных текстов классика отечественной психологии, его учеников, преследователей, наследователей и последователей. В настоящее время опубликовано несколько научных и научно-популярных изданий. Кроме того фирма публикует различные периодические издания и сборники и осуществляет электронную публикацию материалов на сайте.

Огромный интерес также представляют комментарии к публикации, подготовленные сотрудниками издательства, которые мы с любезнейшего разрешения руководства издательства приводим ниже. Остается только выразить надежду, что эта интереснейшая работа про Нашего Учителя Льва Семеновича Выготского наконец найдет своего вдумчивого и критически мыслящего читателя. Желаем всем приятного прочтения!

Collapse )

Источник (там же и торрент-линк): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3825282


О полном собрании сочинений Выготского:
PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского / PsyAnima Complete Vygotsky
http://psyanimajournal.livejournal.com/3526.html

aquila non captat muscas!

История психологии в Армении? / History of Armenian psy: anyone interested?

Basically, see the subj. That is, some guys are launching a study of the history of psychology in Armenia (it's not far from Caucasus mountains, between Black and Caspian sees; on the north-west from Iran, east from Turkey; for details please don't hesitate to ask googlemaps). The point of the study is to show Armenian psychology as a somewhat paradoxical mixture of both nationalist and international science. The issue of scientific brokerage will be explored at considerable length.

Q: Anybody interested to join/share/cooperate/collaborate/whatever else? RSVP asap.
Ув. коллеги!

Как известно, многие из нас интересуются темами этнопсихологии и развития психологии в периферийных (т.е. нестоличных) регионах или, скажем, вопросами культурного-научного обмена и взаимодействия между столичным центром и периферией или, иначе, международного обмена и сотрудничества в науке.

Отсюда вопрос: интересует ли кого-нибудь пообщаться (в перспективе - посотрудничать) на тему исследования истории психологии в Армении и ее уникального культурного положения в условиях существования между русскоязычной психологией Восточной Европы, научными традициями Западной Европы и Северной Америки и, наконец, культурными традициями исламского Востока.

Вопросы и предложения с интересом принимаются.
lsv @ usd

От социального к индивидуальному -- или все же наоборот?

А вот такая загадка попалась на страницах бессмертного труда Л.Ф. Обуховой ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. М.: Тривола, 1995. К самой книге у меня доступа нет, а потому пользуюсь ее сетевой версией.

Итак, в главе 6 Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА утверждается следующее:

С точки зрения Л.С.Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному.

И далее:

Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.

Добрые люди, проясните, пожалуйста: это только мне кажется, что это утверждение абсолютно бредовое или это очевидно всем? Помимо по-большевистски чеканного и абсолютно неверного утверждения про "центральную проблему всей без исключения зарубежной психологии" (разбор с дюжины западных теорий социогенеза см., напр., в книге Valsiner, J., & Van der Veer, R. (2000). The social mind: Development of the idea. Cambridge, MA: Cambridge University Press), там еще содержится явная нелепость про "переход от социального к индивидуальному", а не, как могло бы показаться по логике автора, наоборот. А то ведь по сети уже эта премудрость разошлась, как так и надо... Или, может быть, это ошибка оцифровки, а на самом деле в бумажной книжке все по-другому сказано? Ведь, и в самом деле, не может же быть все ну совсем так плохо, а?
lsv @ usd

Научно-педагогическая [авто]биография Л.С. Выготского, 14 января 1933 года

ABSTRACT: This is a publication of the transcript of Vygotsky's scientific-pedagogical [auto]biography dated January 14, 1933, and, thus, written a year and a half before his death on June 11, 1934. The original handwritten document has previously been republished here. Of special interest to non-Russian readers might be the 6 (six) Vygotsky's lifetime publications in foreign languages (4 in English, 1 in German, and 1 in French) at the end of the list of his publications (see below). The links to full texts of all these six publications are provided below.

Здесь однажды уже перепубликовался автограф Л.С. Выготского за январь 1933: Научно-педагогическая автобиография Л.С. Выготского, написанная за полтора года до смерти (автограф). Из семейного архива Л.С. Выготского.

Так вот, для тех, кто не хочет ломать глаза, разбирая не всегда удобочитаемый почерк ГенiяTM, в книге А.А. Леонтьева "Л.С. Выготский" (Москва: Просвещение, 1990) обнаружился транскрипт этого документа, за что автору выносится несколько запоздалая, но огромная благодарность. В сети валяется пара копий расшифровки автобиографии Выготского, но те совершено неоправданные вольности, которые позволили себе публикаторы, помноженные на ошибки в транскрибировании, делают эти источники совершенно ненадежными с историографической точки зрения. Тем не менее, и они оказались небесполезными: все ж набирать руками меньше пришлось (так что отдельное спасибо и безымянным публикаторам). Итак, транскрипт Научно-педагогической [авто]биографии Выготского по положению дел на 14 января 1933 года, за полтора года до его смерти:

Collapse )
lsv @ usd

Принцессы тоже какают, или Загадки Истории/A Mystery: A Couple of Days in the Life of Lev Semenovich

ABSTRACT. The events in the life of Lev Vygotsky in November, 1933 are presented and discussed from the perspective of his calamities and professional troubles during the years of Cultural Revolution (1929-1933).
Всех лично заинтересованных поздравляем с днем рождения Зигмунда Фрейда. Тем не менее, сегодня мы все же вспомним о Карле Марксе, чей день рождения, к слову, мы все отмечали вчера, 5 мая, и поговорим об одной Загадке Истории, которую нам пока что не удается разгадать.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Это аксиома, известная всем, кроме, пожалуй, историков психологии (по крайней мере, их русскоязычного подмножества), подавляющему большинству которых удается витать в мире "чистых идейTM" (интересно, где они эти самые "чистые идеиTM" только находят), а если и поминают "социальную историю отечественной науки", то исключительно не на ночь глядя, когда силы зла властвуют безраздельно и исключительно в контексте "репрессированной наукиTM" и ее героического, но неравного противостояния кровавой гэбнеTM, зловещему сталинскому режимуTM, и проч. iсчадиямъ адаTM. А это, во-первых, не по-марксистски, а во-вторых, не позволяет нам понять очень важные вещи в науке, с точки зрения того, как эта самая наука на самом деле устроена, функционирует и развивается в реальных, конкретно-исторических социальных условиях, -- что, в принципе, одно и то же.
Живой иллюстрацией такого плачевного положения вещей в "историографии отечественной психологииTM" и служит Большая Тайна и Таинственная Загадка, о которой мы вот сейчас и поговорим. Но для начала мы вспомним, что все ученые -- это некогда живые люди, которые, -- даже самые выдающиеся из них -- как принцессы, тоже какают, борются со своими семейными и профессиональными проблемами, делают карьеры, насколько могут зарабатывают деньги, нуждаются в финансировании, сражаются за публикации и ресурсы, и проч. и проч. Одним словом, вспомним о том, что и составляет практику науки: практику социальную, экспериментальную, и дискурсивную...

Итак, как все мы знаем, Выготскому в начале 1930х было как-то неуютно. То есть, не то что бы совсем -- наука шла полным ходом, как дай бог каждому -- но вот в карьерном плане все как-то не складывалось. А именно: закрывались какие-то лаборатории, заканчивалось финансирование (т.е., по правилам того времени, безальтернативно государственное финансирование), сворачивались исследования. Почитать переписку Выготского с Его учениками-и-соратникамиTM периода начала 1930х (издана в Вестнике МГУ в 2004, перевод на английский - 2007, на немецкий - где-то там же, у кого нет текстов - обращайтесь), -- так очень даже такой себе депрессивный портрет проступает. Одним словом, в начале 1930х приключилась с Выготским такая же "репрессированная наукаTM", какая, по недавним сообщениям, постигла и госп. Садовничего, В.А., известного до недавних пор в узких кругах как ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: работать было негде. И даже вмешательство кровавой гэбниTM не понадобилось. Выготскому хотелось то ли удавиться, то ли уехать в Харьков, и было как-то непонятно, какой еще из этих двух вариантов хуже. Более того, печататься тоже как-то не получалось, хотя, как нам сообщают наши тайные агенты и спец-корреспонденты из архивов Выготского, писал он в то время много и упоенно. А с другой стороны, конечно сам и виноват: а нечего было Деборина цитировать!
И вот в таких вот условиях происходит как бы незначащая встреча в одном из московских кабинетов с высокими потолками, а именно в кабинете редактора журнала "Под знаменем марксизма" тов. Митина. Вот как описывает эту самую meeting with Mitin, герой нашего рассказа и непосредственный участник этого события:
Меня вызвал Митин совершенно неожиданно и беседовал со мной по вопросу о положении в психологии и педологии. Интересовался, разрабатывается ли история умственного развития ребенка; говорил, что нужно совместно с ними работать, предложил дать статью принципиальную в "Под знаменем марксизма" и собрать философский актив (человек тридцать), чтоб обсудить ее. Главная идея его: в диалектике они подошли к необходимости разрабатывать проблемы исторические — с точки зрения истории науки и техники и с точки зрения умственного развития. Все пронизать историзмом etc. Я рассказал ему о нашем положении. Не знаю, приведет ли это к отказу от его предложения. Но на словах он сказал, что положение создалось недопустимое etc. Может быть, с этой стороны мы найдем поддержку. Больше ничего нового не знаю. Как узнаю, сообщу. Меня бесконечно опрашивают и треплют.
(Из письма Выготского к А.Р. Лурия от 21 ноября 1933 года).
Ну что ж, поговорили и разошлись. Самое интересное в этой истории то, что уже через 5 (пять) дней после написания этого самого письма Выготский назначается на должность заведующего кафедрой генетической психологии Государственного института подготовки кадров Наркомздрава Украины (Справка об утверждении на должность от 26/XI 1931 г. // Семейный архив Л.С.Выготского; Источник: Выгодская и Лифанова, 1996, с. 129). Ну, то, допустим, мелочь, хоть и приятно: на работу в Харькове, судя по всему, volens nolens взяли. А вот через полтора месяца, похоже, тренд с трудоустройством как-то поменялся и в Столице Нашей РодиныTM, и Выготский, по сообщению Выгодской и Лифановой, получает приглашение "возглавить отдел психологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ)":
Согласно приказу № 7 по Московскому филиалу ВИЭМ [i.e., во Всесоюзном институте экспериментальной медицины] от 14 января 1934 г., проф. Л.С.Выготский вводится в организуемое при дирекции постоянное научное Планово-методологическое бюро. Этим же приказом вновь созданному Планово-методологическому бюро предписывалось «приступить к проработке планов на 1934 г. и закончить эту работу к 15 февраля 1934 г.». Приказ подписан директором ВИЭМ проф. И.П.Разенковым // Семейный архив Л.С.Выготского (Источник: ibidem)
Post hoc, как все мы прекрасно знаем, совсем не обязательно ergo propter hoc, иными словами, из факта встречи с могущественным Митиным не следует почти ничего. Почти. Тем не менее, интересно то, что в конце 1933 года советским философам зачем-то вдруг -- а может вовсе и не вдруг? -- понадобился историзм Выготского: "в диалектике они подошли к необходимости разрабатывать проблемы исторические — с точки зрения истории науки и техники и с точки зрения умственного развития. Все пронизать историзмом". Еще раз: нельзя утверждать причинно-следственную связь между этими событиями, но факт остается фактом: весь такой до тех пор затравленный да задепрессированный Выготский оказался вдруг очень востребованным, а с конца 1933 стал постепенно входить в элиту советской научной иерархии, свидетельством чему, например, резкий всплеск числа его публикаций в 1934-1936 и проч. косвенные признаки. Одна беда: карьерный взлет его в 1934 году был стремителен, но, к нашему общему сожалению, недолог: госпитализирован в начале мая, скончался 11, а похоронен 13 июня 1934 г.

...Итак, что это было, спросите? А кто ж его знает; см. выше: изучением социальной истории психологии до сих пор занимались преимущественно глядя из узких бойниц осажденной крепости "репрессированной науки"... И все же, может, кто-нибудь в пару-тройку архивов по Москве походит, да когда-нибудь ситуацию нам, "историкам отечественной психологии" да прояснит? Надежда живет...

...А тем временем, чтоб два раза не вставать, надо бы сходить к философам, и попытаться у них разузнать, с чего б это вот именно к концу 1933 они там надумали все пронизать историзмом etc.
nemo nostrum

Анонс конференции по истории психологии/Call for papers: conference on the history of psychology

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Институт психологии Российской академии наук (г. Москва),
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Приглашают Вас принять участие в работе
методологического семинара по истории психологии
АРЗАМАССКИЕ ЧТЕНИЯ – 2
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Дата и место проведения: 15-17 сентября 2011 года,
Collapse )
nemo nostrum

Запорожец и Эльконин (1979) об основах КИТ/Vygotsky's students on the foundations of Cult.Psy.(CHAT)

Здесь только текст; комментарий к публикации см. выше//Here is text only. See comment above.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ, 1979, № 4, с. 14-24.
А. В. ЗАПОРОЖЕЦ, Д. Б. ЭЛЬКОНИН
Collapse )
aquila non captat muscas!

Об изоляционизме советской психологии, или я русский бы выучил только за то...

Как известно, в середине 1936 г., помимо "педологического постановления" и анти-педологической кампании, был начат еще один развязанный кровавой гэбней процесс: "патриотическая" анти-лузинская кампания. Сам-то Лузин был математиком и потому круги по воде и прочие обсуждения и осуждения, принято считать, прошли преимущественно в области естественных и точных наук. Тем не менее, кое-какие последствия этой кампании имели место и в психоневрологическом сегменте научных дисциплин, свидетельством чему [по меньшей мере] одна публикация того времени. Журнал "Фронт науки и техники" у нас уже фигурировал в связи с письмом в защиту К.Н. Корнилова за подписью ряда научных деятелей, известным из которых к настоящему времени остался, пожалуй, лишь некто Л. Выготский.

А вот в другой публикации этого журнала поминаются такие психоневрологи/физиологи, как Л.С. Штерн и [П.К.] Анохин, и как раз в связи с обсуждением проблемы «психологического раболепства к слову, напечатанному латинским шрифтом» и, вообще, идолопоклонства перед Западом среди советских ученых:
«В конце концов где же все были» — резонно спрашивала выступавшая на заседании засл. деят. науки проф. Штерн. Она указывала на чрезвычайно слабое развертывание самокритики в научной среде, плохую работу СНР и ВАРНИТСО в научных учреждениях. Л. С. Штерн много лет жила заграницей, связана до сих пор с ее научными учреждениями и она заявляет, что создавшийся в некоторых наших квалификационных учреждениях и среди многих ученых пиетет к опубликованным в иностранных журналах работ ни на чем не основан. «Нет ничего легче, чем напечатать любую, даже ничего не стоящую работу, заграницей». Особенно, если работа сдана за подписью лица, которое работает в лаборатории, возглавляемой известным ученым — она пройдет без всякого труда, без всякой редакции, даже если это будет невероятная глупость.

Проф. Анохин указал, что научная общественность ВИЭМ заклеймила вредительство Лузина. И в среде медицинских научных работников имело место «психологическое раболепство к слову, напечатанному латинским шрифтом». Работники ВИЭМ считают, что печатать советские работы заграницей можно и нужно, но они должны в первую очередь публиковаться у нас, должны быть сначала реализованы в практике нашего хозяйства.

Тема эта не утратила своей актуальности и в наши дни, и, к примеру, вот совсем недавно нашла свое творческое развитие в интереснейшем интервью на тему о лженауке и мракобесии (idem) президента Российской Академии Наук (РАН) академика Ю.С. Осипова:
Знаете, если человек – специалист высокого класса, то он будет и русский язык изучать, и читать статьи на русском. Это что за странная постановка вопроса? Почему мы, российские наши люди, должны учить английский язык, чтобы читать работы на английском языке, а там – нет? Многие выдающиеся математики с удовольствием публикуют статьи в русских журналах и не считают это зазорным.

Что же касается изоляционизма в 1920-30 годы, то, несмотря на определенную перекличку с современностью, там, на самом-то деле было все совсем по другому. И пока мы недоумевали по поводу причудливых изгибов кривой исторического развития науки, время от времени пописывая глупости типо того, что все контакты с Западом закрылись где-то там в начале 1930х и начался Ужасный ТеррорTM, развязанный безжалостной Кровавой ГэбнейTM против Многострадальной Репрессированной НаукиTM, и никто из нас не мог внятно разъяснить ситуацию с изоляционизмом до войны, некто Ясницкий выпустил пару статей в Вопросах психологии по интересующему всех нас вопросу:Что можно сказать, статьи скучноваты, но, справедливости ради, богаты фактографией. Да, и еще графички с картинками хорошо получились. Разъяснение там так и не последовало, но надо отметить, журнал анонсирует публикацию большой "разъяснительной" статьи этого автора в одном из ближайших номеров:
Данные, представленные в этой статье и в предыдущей публикации этого же автора на тему изоляционизма советской психологии [8], с непреложностью свидетельствуют как о росте тенденций самоизоляции, характерных для всей советской науки начиная с середины 1930-х гг., так и о значительных усилиях по преодолению этой изоляции, очевидных в научной деятельности целого ряда советских психологов. За неимением места анализ этих двух противоречивых тенденций в научных коммуникациях советских ученых будет представлен автором в ближайших публикациях «Вопросов психологии»
Что ж, подождем, да поглядим, чего там такого особенного нам расскажут, чего никто из нас еще не знал...
nemo nostrum

Кое-что о смене парадигм в науке: неизвестные Выготский, Корнилов, Колбановский и др.

Письмо в редакцию журнала «Фронт науки и техники»1

Общее собрание коллектива Варнитсо2 и секции научных работников Московского педагогического института им. Бубнова, обсудив статью «Против извращений в педологической работе», напечатанную в газете «ЗКП»3 от 28 октября сего года, считает, что квалификация проф. Корнилова К. Н. как буржуазного ученого, данная авторами упомянутой статьи, явлается политически неправильной, не отражающей действительного идеологического и политического лица проф. Корнилова.

Профессор Корнилов К. Н. выявил себя как ученый, который в течение десяти лет проделал большую работу по борьбе с идеалистическими направлениями в психологии (челпановщина и др.).

Правда в работах проф. Корнилова имеется ряд механистических ошибок, от которых он еще не избавился, но стремится в процессе работы их преодолеть. Все это не дает права именовать работы проф. Корнилова буржуазным ученым.

Тов. Корнилов К. Н. — член Варнитсо и активнейший общественник. Он ведет серьезную научно-практическую работу на автозаводе им. Сталина, увязывая теорию с практикой соцстроительства.

В течение десяти лет т. Корнилов К. Н. — член Моссовета, делегированный научными работниками и студенчеством нашего института, в котором он является руководителем кафедры психологии.

В Моссовете он ведет большую общественно-политическую и культурно-массовую работу. Два года проф. Корнилов состоит бессменным председателем коллектива Варнитсо и членом Бюро СНР4 нашего института.

В публичных выступлениях и во всей своей деятельности проф. Корнилов К. Н. выявляет себя как советский ученый-общественник.

Общее собрание коллектива Варнитсо и секции научный работников МГПИ5 протестует против необоснованного, безответственного выпада авторов упомянутой статьи в газете «ЗКП» и приветствует «Правду», которая дала отпор клевете на советского ученого-общественника, проф. Корнилова, поместив заметку тов. Колбановского и других и сделав редакционное примечание к неудовлетворительному разъяснению редакции «ЗКП».

По поручению общего собрания коллектива Варнитсо и секции научных работников.

Проф. Ф. Рау
М. Дымент
В. Батунов
Проф. Н. Тарасов
Проф. Л. Выготский
Проф. Е. Бабский


Источник: журнал «Фронт науки и техники», номер 11-12, 1932, с. 112
Комментарии:
1«Фронт науки и техники»—официальный печатный орган Варнитсо (см. ниже)
2Варнитсо—Всесоюзная ассоциация работников науки и техники—активных участников социалистического строительства СССР
3«ЗКП»—газета «За коммунистическое просвещение» (ныне «Учительская газета», основана 3 октября 1924, в 1930–37 называлась «За коммунистическое просвещение»)
4СНР—секция научных работников
5МГПИ—Московский государственный педагогический институт им. Бубнова
nemo nostrum

Детство и юность. Под ред. К.Н. Корнилова и Н.А. Рыбникова (1922)

Детство и юность, их психология и педагогика. Педологический сборник. Под ред. К.Н. Корнилова и Н.А. Рыбникова

Книгоиздательство "Работник просвещения". Москва, 1922

Редакционный комитет:
К.Н. Корнилов, Н.А. Рыбников, В.Е. Смирнов, И.М. Соловьев и А.М. Шуберт

Корреспонденцию отправлять по адресу:
Москва, Б. Бронная, 8. Центральный Педологический Институт

Тираж 3000 экз.

Содержание:
К. Корнилов. Био-генетический принцип и его значение в педагогике.........3
В. Смирнов. Порыв. Мечта.......17
И. Соловьев. Ф.М. Достоевский как педолог.........36
Е. Кричевская. Капризы детей..........53
А. Нечаев. Экспериментальные данныя (sic) к вопросу о психологии обучения чтению....62
Н. Рыбников. Детские игрушки.............79
А. Гречишникова. Михуньи царства...........85

PDF доступен 24/7 бесплатно благодаря работе сотрудников The Library of Congress