?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

историю педологии, а точнее свершила переход на рельсы выготского-леонтьева-щедровицкого, как и вся российская федерация. история свершается на наших глазах, впервые в мире деятельностные штандарты подняты во всех первых классах страны. вчитайтесь в эти чеканные бюрократические строки фгоса, услышьте звон цитат классиков! спасибо василь василечу за счастливое детство дмитрия викторовича! ура коллеги, пьем за УУД -

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.


бонус: угадать автора -
Системно-деятельностный подход не стоит путать с системно-деятельностным подходом..





Comments

dz0rin
Nov. 14th, 2012 01:15 pm (UTC)
Да Вы бы меня ещё к Библии отослали или ещё куда подальше "корни"-то искать. Всё смешали, подобно славному академику нашему, исправно цитируемому: все последователи и ученики, все у Вас оказались вдруг делателями деятельностного подхода. И Лев Семёныч со своей культурно-исторической теорией, и Занков со своей программой, и более всего непонятно с какого боку припёку Василь Василич с Даниил Борисычем. Вы бы ещё Борю Эльконина сюда же, до кучи, присовокупили.

"это может быть недостаточно или не так, но это НЕ так как раньше"

Это не так как раньше. То, что делается последние 30 лет в образовании, уже вполне соотносится и с духом культурно-исторической теории, и с теорией интериоризации, и с идеями методологов, и давно не соотносится с тем, что разрабатывали и внедряли Леонтьев и Запорожец со своими сотрудниками и последователями. Так что не стоит вводить людей в заблуждение, утверждая, что и в кабинетах управленцев образованием и в учительской среде есть какие-то мифические миллионы, готовые реализовывать хоть какие-то из вновь прозвучавших идей, связанных с теорией деятельности.
ipain
Nov. 14th, 2012 02:47 pm (UTC)
это вообще то мейнстрим - chat называется: "культурно-исторически-деятельностная теория". весь мир так "смешивает" уже лет 50. а асмолов на пальцах обьясняет, кто с какого припека и почему.

что по вашему сначала - идеи овладевают учителями или учителя - идеями?

dz0rin
Nov. 14th, 2012 03:27 pm (UTC)
Вы ошибаетесь на счёт всего мира. Насколько я знаю, в Европе деятельностный подход восприняли не как нечто общее и суммарное вместе с другими нашими же идеями и целыми направлениями исследований, друг другу прямо противоположными. Они неплохо отделили мух от котлет. Наверное, хорошо было бы и Асмолову этому поучиться.

Edited at 2012-11-14 03:28 pm (UTC)
ipain
Nov. 14th, 2012 03:56 pm (UTC)
дело в том, что сначала их научил асмолов, а уж потом они сами стали понимать.

финляндия в европе? вот тут коротко написано про первое поколение деятельностников и про второе. если кто то по вашему лучше отделит мух от котлет, то давайте ссылку.
dz0rin
Nov. 14th, 2012 04:34 pm (UTC)
Вот ссылки, которые у нас на сайте для примера привёл Лев Штернберг, который за рубежом не только бывал, но и работал немалое время. Человек владеет иностранным, и ему понадобилось не очень большое время, чтобы дать целый ворох ссылок по нашему запросу. Ответ Л.Ш. отсюда: http://rostok54.ru/forum/5-12-3:

"Следующие ниже видео я понадергал из Ютуби. Все эти сюжеты на немецком языке и рассказывают о деятельностном обучении в немецких детских садах. Не обращайте внимания на ведущих программ - смотрите то, что делают дети. В каких-то роликах - изучение английского языка. В каких-то - исследование природы. В одном ролике показано, как учатся студенты пединститута.

http://www.youtube.com/watch?v=xBGkOrtSNVA
В этом четырехминутном ролике детсадовцы едут через всю страну в специальный учебный центр, оборудованный под тему "Что такое человек". По всей стране разбросаны подобные учебные центры на разные темы, и туда приезжают и дошколята, и младшие школьники. Государство оплачивает и само посещение такого центра, и проезд класса через всю страну. В среднем каждый класс делает в году около пяти подобных поездок, иногда с ночевками.

http://www.youtube.com/watch?v=fCk5WmpaZSw&feature=related
"Хм, что за дурацкая коробка там внутри? - говорит этот юный вандал и выковыривает чего-то из компьютера.
Три с половиной минуты рассуждений пацана о том, что ему ужасно нравится быть механиком.
Практически все первоклассники-немцы на своих уроках знакомятся с внутренностями всяких механизмов, примерно вот таким вот способом.

http://www.youtube.com/watch?v=aSKLzA4P9CE&feature=related
Три минуты очень наглядных зарисовок из детсада. Примерно так же как в этом детском саду, проходит учебный день и в начальной школе.

http://www.youtube.com/watch?v=mIGsStNZ-k4&feature=related
10 минут видео с маленькой посторонней рекламой в самом начале.
Частный детский сад. Разновозрастные группы. Вернее, две группы - одна от 1,5 года до 3 лет, и вторая группа от 3 до 6 лет.
Весь ролик интересный. В самом конце сюжета - малыши клеят из кусочков фотографии человеческое лицо, воспитательница разговаривает с ними при этом по-английски.

http://www.youtube.com/watch?v=qKjaFKGDy4Q&feature=related
2 минуты рассказа об учебном проекте в детсаду на тему "Салат". В начале ролика дети в библиотеке выбирают фотоальбомы про кулинарию, по дороге из библиотеки в садик немножечко занимаются спортом (не волнуйтесь, одежда у них осталась чистой), затем все вместе готовят салат и под конец дружно его съедают.

http://www.youtube.com/watch?v=vwCwj21MdlY&feature=related
3 минуты блестящей работы, советую посмотреть.
Ритмика, координация, вокал, английский, цвета, счет, культура общения - всё вместе.

http://www.youtube.com/watch?v=9wFBnj4Clrw&feature=related
20 минут видео.
Первые 5 минут о том, как дети принимают решение, чем именно они будут ближайшую неделю заниматься. Детям предложены три варианта на выбор, голоса помечаются красными кружочками, проходит обсуждение, голосование, и принимается общее решение.
Следующие 4 минуты - студенты пединститута изучают свойства воды, знакомятся с другими возможными темами, чтобы потом занять этими темами детей. Заметьте: студенты учатся в том же деятельностном подходе, который затем они понесут детям.
Еще 4 минуты - занятия студентов на тему "Как общаться с родителями". Роли родителей исполняют на лекции сами студенты.
Последние 5 минут - только рассуждения преподавателей пединститута.

http://www.youtube.com/watch?v=fEH2XPfv--E&feature=related
12 минут рассуждений на тему "Больше мужчин в детский сад!". Интересен задний план этого видео.

http://www.youtube.com/watch?v=KDgig88lY3M
Почти 4 минуты видео.
Еще один учебный центр, в котором дети изучают природу.

http://www.youtube.com/watch?v=ZScCuiOTYFA&feature=related
Три с половиной минуты видео.
Не только дети ездят в учебные центры, но и некоторые учебные центры приезжают прямо к детям. Этот предприниматель предоставляет системе образования платную услугу: он учит детей общаться с собаками. Ездит со своим зверинцем по всей стране.

http://www.youtube.com/watch?v=yzxmXxJOXq4&feature=related
5 минут.
Урок математики в первом классе. Запись 1974 года."

Текст по Вашей ссылке у меня почему-то не открывается.

Edited at 2012-11-14 04:40 pm (UTC)
ipain
Nov. 15th, 2012 12:32 am (UTC)
все эти видео, не имеют никакого отношения к деятельностному подходу, самостоятельность ученика есть составляющая часть педагогических, бюрократических и обыденных представлений уже пару сотен лет. его знаковыми представителями являются школы монтессори и дьюи. это позапрошлый век.
dz0rin
Nov. 15th, 2012 01:56 am (UTC)
Имеют, уважаемый ipain, в том смысле имеют, что мы в своей дошкольной системе этой самостоятельности в освоении предметного мира и саму возможность деятельностно освоения детьми самых элементарных вещей, включая предметы быта, уже НЕ ИМЕЕМ, лет 30 - точно не имеем. Это имеет сейчас Европа, как и видно из приведённых роликов. (Если у них позапрошлый век, то мы сейчас уже в средневековье.) Для начала вполне мощный результат. Знакомят с окружающим они своих детей уже не на картинках и не на словах, как это делается у нас, и даже не с помощью видео. Это и есть основа основ деятельностного подхода. Ну, или одна из основ. А там и до коллективной игры "рукой подать": осталось отказаться от разновозрастных групп, увеличить количество детей в них (одна надежда, что индивидуализм, свойственный западу, не позволит переступить этот важный рубеж и оставить весь мир позади...).

Edited at 2012-11-15 02:00 am (UTC)
ipain
Nov. 15th, 2012 02:07 am (UTC)
то что на видео это не "деятельностное освоение", это просто организованная активность детей. причем дорогая, или ресурсно затратная. современная педагогика копает в других местах.
dz0rin
Nov. 15th, 2012 09:41 am (UTC)
Я привёл Вам ссылки, на которых видно, как немецкие дети осваивают мир предметов, самых обычных предметов. Это базовый вид деятельности, который ребёнок осваивает начиная примерно с 6-и месяцев, а то и раньше. И это то, чего, в первую очередь, дети в нашей "современной" российской дошкольной системе лишены уже практически полностью. Равно, как и игры, которая ушла из детских садов полностью (и из наших дворов тоже). Я думаю, Александр Григорьевич в курсе. Не может быть не в курсе, т.к. дошкольная педагогика является основой образовательной политики, да и внутренней политики тоже. Ни у каких детей, овладевших этим предметной деятельностью, проблем с освоением подобной техники не может быть. В том числе и у детей, воспитывающихся в русле глубоко традиционных культур.

Я привёл эти первые попавшиеся ссылки не для того чтобы показать, насколько полно деятельностный подход в Европе воспринят. И слава тебе, Господи, что покуда ещё не воспринят вполне. А для того, чтобы показать на видео, что это никакая не Монтессори. У той среда была исскусственная. К предметной деятельности она детей своих лишь подготавливала, т.к. с олигофренами работала (когда перешла на здоровых, среду сохранила). У неё и игры не было никакой, не занималась она и никакими другими видами символической деятельности, и учебной деятельности у неё как таковой не было тоже. Зато Европа умудрилась в том или ином виде всё это навязать нам, начиная с 90-х: и Монтессори, и Штайнера, и Ибуки японского, и даже программу финансового авантюриста Жоры Сороса, да много чего ещё. То, что они сейчас у себя вводят, с Монтессори уже не имеет ничего общего. Именно это видно на видео очень наглядно.
И снова повторюсь. Если все эти европейские сады отстали от какой-то мифической педагогики, которую так тщательно скрывают от нас, практиков наши уважаемые управленцы и академики РАО, то наша т.н. современная дошкольная система, создаваемая этими уже правленцами, и академиками в т.ч., это - церковно-приходская школа, где одни молитвы с картинками заменены другими, одни слова поменяли на другие.

Edited at 2012-11-15 09:48 am (UTC)
ipain
Nov. 15th, 2012 08:02 pm (UTC)
дети осваивают мир предметов, самых обычных предметов. Это базовый вид деятельности, который ребёнок осваивает начиная примерно с 6-и месяцев

в каком году думаете придумали эту идею? кто?

дошкольная педагогика является основой образовательной политики

а вы уверены что это не поздно? может начинать с родителей?

чтобы показать, насколько полно деятельностный подход в Европе воспринят

еще раз, те ссылки что вы привели, НЕ показывают никакого деятельностного подхода.

никакая не Монтессори. У той среда была исскусственная. К предметной деятельности она детей своих лишь подготавливала, т.к. с олигофренами работала (когда перешла на здоровых, среду сохранила). У неё и игры не было никакой, не занималась она и никакими другими видами символической деятельности, и учебной деятельности у неё как таковой не было тоже.

у меня ребенок был в школе монтессори, там была не только искусственная среда, овалдением предметных деятельностей занимались пно (это один из главных принципов подхода), игр было много всяких, занимались также и символическими и учебными деятельностями. книжку хотите про это?

Зато Европа умудрилась в том или ином виде всё это навязать нам

это называется конспирологическое сознание.

Если все эти европейские сады отстали от какой-то мифической педагогики

они отстали от вполне конкретного российского госстандарта - см. пост.
dz0rin
Nov. 16th, 2012 01:10 pm (UTC)
"в каком году думаете придумали эту идею? кто?"

Вы решили меня немного поэкзаменовать?
Неужели, Эльконин-старший? Или были ещё более древние предшественники? А какой ответ будет на 5, какой на 4, на 3 и 2?

"а вы уверены что это не поздно? может начинать с родителей?"

А Вы считаете, есть время рассуждать, кому дать возможность первым из небытия выбираться? Да и выбраться ли одним - без других?

"у меня ребенок был в школе монтессори, там была не только искусственная среда, овалдением предметных деятельностей занимались пно (это один из главных принципов подхода), игр было много всяких, занимались также и символическими и учебными деятельностями. книжку хотите про это?"

Спасибо, книжка не понадобится, предпочитаю читать первоисточники, труды самой мадам Монтессори. Меня мало волнуют идеи тех, кто предпочитает прятаться под её брендом.

""Зато Европа умудрилась в том или ином виде всё это навязать нам"
это называется конспирологическое сознание."

Это просто реальная политика, это наша с Вами Родина. Что Вы знаете о том, что реально делалось дошкольном образовании в 90-е гг., сразу же после закрытия НИИ Дошкольного Воспитания? Что происходило в каждом конкретном детском саду потом, уже с приходом Фурсенки (кстати, его тронную речь, которую он произнёс, собрав всех академиков, должен же был слышать Ваш добрый друг и учитель Александр Григорьевич)? Какие программы спускает и продолжает спускать минобр? Работали ли Вы сами воспитателем в это время, есть ли у Вас знакомые среди этих людей? Спросите у них, как можно было тогда и как можно сейчас реализовать в обычном саду хоть что-то, что бы не совпадало с формально-теоретическим подходом. Я в это время работал воспитателем в Новосибирском Академгородке, если хотите, могу поделиться опытом.

"они отстали от вполне конкретного российского госстандарта"
Я безутешен, пока не узнаю адреса, квартиры и явки!
Ещё раз скажу, документ дал некоторое облегчение для тех, кто свою работу пытался строить в русле деятельностного подхода. Для них он вроде УДО (вот только думаю, надолго ли?)... Спасибо А.Г. Асмолову за это!

Edited at 2012-11-16 01:13 pm (UTC)
ipain
Nov. 16th, 2012 02:35 pm (UTC)
экзамен вы уже провалили, приняв активное обучение за деятельностный подход:

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика.


я вам и предлагал книжку самой монтессори (про "прятаться под брендом" - тоже коспирология):

Девиз методики Марии Монтессори – Помоги мне сделать это самому...
В пору борьбы с пьянством был показан документальный фильм. Дети играли. По примеру старших они заставили стол бутылками, пили воду и пьянели как от вина, ведя себя, как взрослые в хорошем подпитии. Эта игра ? подражание. Мария Монтессори заметила другой вид развлечения, который дает ребенку возможность заменить то, чего он не может получить в реальной жизни. Малыш из бедной семьи берет обычную палку и, воображая, что это лошадь, скачет на ней, между тем, как более состоятельные родители могут прокатить своего ребенка на живой лошади. Это игра ? замещение. Как известно такая игра была основой детского сада Фребеля. Кто кроме специалистов сегодня помнит это имя? Остался ли хоть один детский сад сделанный по его системе? Кроме того, если бы такое замещение полностью могло бы удовлетворить ребенка, то зачем к пресловутой палочке сначала приделывали голову лошадки, потом делали качалку - полный макет коня и т.д.

Когда говорят, что М. Монтессори была противником игр, то имеют в виду как раз такие игры-замещения.
(no subject) - dz0rin - Nov. 16th, 2012 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ipain - Nov. 16th, 2012 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Nov. 16th, 2012 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ipain - Nov. 16th, 2012 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Nov. 17th, 2012 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - ipain - Nov. 19th, 2012 03:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Nov. 19th, 2012 02:45 pm (UTC) - Expand
dz0rin
Nov. 14th, 2012 04:08 pm (UTC)
Ещё раз попытался читать Асмоловское интервью. Едва дошёл до середины. Чистейший теоретик. Для него что "ползучие эмпирики" (так, кажется, Эльконин с товарищами называл Леонтьева и его учеников?), что их оппоненты - все едино и одинаково важно. Они бы всё смешали в пропорции 50/50. Мало заботы, что есть вещи друг с другом не соединимые, и, помещённые в один флакон, становящиеся гремучей смесью. Да и откуда ему это понять, коли оперирует уже довольно давно одними словами. Теоретизирует. Хоть бы одну гипотезу собственную что ли проверил от начала до конца, как положено, на практике. Но где же ему время найти, он же важными делами занят.

Хоть и не сумел прочитать Ваш текст по сслылке, не стану отрицать, что академик в состоянии ознакомить иностранцев с тем, что делалось у нас в образовании.

Edited at 2012-11-14 05:31 pm (UTC)
ipain
Nov. 15th, 2012 12:39 am (UTC)
открываю главную книжку эльконина, она начинается с главы "от автора. биография исследований", читаем на 9 странице:

Мысли А. Н. Леонтьева, во-первых, о необходимости исследовать внутренние связи между овладением социальными отношениями и мнимой ситуацией и, во-вторых, о важности исследования предыстории игры для понимания ее природы оказали существенное влияние на дальнейшие исследования.

С этого времени, т. е. с 1936 г., моя научная работа теснейшим образом идейно сплетается с работой А. Н. Леонтьева и его сотрудников, а с 1938 г. связывается и организационно на кафедре психологии Ленинградского педагогического института им. Н. К. Крупской, которой руководил А. Н. Леонтьев, и где мы тогда совместно работали. В этот сравнительно короткий период (1937—1941) в Харькове Г. Д. Луковым было проведено очень важное экспериментальное исследование «Об осознании ребенком речи в процессе игры» (1937), а в Ленинграде Ф. И. Фрадкиной — «Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры» (1946).

Этим ограничиваются довоенные исследования в новом направлении. Первая публикация обо всех этих исследованиях принадлежит А. Н. Леонтьеву, который в статье «Психологические основы дошкольной игры» (1944) дал сжатый набросок нашего подхода к проблеме и обобщил добытые к этому времени факты.
итд

1978 год.

это вы все перемешали, асмолов аккуратен.
dz0rin
Nov. 15th, 2012 01:41 am (UTC)
Здоровья всяческого Александру Григорьевичу. Никаких претензий к нему как к человеку нет, поверьте. И заслуги Даниила Борисовича тоже никто не отменяет :))

"Ползучими эмпириками" Леонтьев и К для оппонентов стали гораздо позже, когда они уже разработали свою собственную образовательную концепцию, методологически в корне отличающуюся от Леонтьевской. И исторически это понятно. Понятно, какие исследования, для того времени совсем новые, сенсационные, вдохновили на это Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (имею в виду исследования, проведённые со слепо-глухо-немыми детьми). Всё нормально. По большому счёту, каждое направление исследований, которое было делом жизни целых научных коллективов, является ценнейшим ничем незаменимым опытом. Очень важно знать, в каком направлении и для каких целей двигаться полезно, а куда ходить за этим же самым не стоит..

С уважением! Дмитрий.

Profile

psi
psyhistorik
PsyXhistoriography/ПсиХисториография

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser