?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

мнемотехника

Коллеги, помогите с точными данными по вопросу об исследовании мнемотехник.

Кроме Бине кто еще этим занимался в конце девятнадцатого - начале двадцатого века?
У Бине, насколько я знаю, имело место скорее описание конкретных случаев. Он наблюдал мнемонистов, но собственно экспериментов вроде бы не проводил.

Меня интересует вот какой вопрос. Когда Выготский в 1923 г. у себя в Гомеле вводит мнемотехнику в эксперимент, т.е. пытается изучить возможности этого приема не у мнемонистов, а у обычных людей, насколько новым словом в психологии являются эти опыты?
Суть их проста - заучивается список имен великих писателей, он используется как якорь для запоминания других слов. Естественно, результаты этого "осмысленного" запоминания много лучше, чем запоминания механического, когда тот же список заучивается без слов-посредников.

Не может быть, чтобы ассоцианисты не делали этого раньше :)
Мейман, Эббингауз ничем подобным не занимались?

Буду очень признательна за справку. Дело довольно срочное - статья о гомельских экспериментах Выготского горит :)





Comments

( 31 comments — Leave a comment )
nemo_nostrum
Oct. 26th, 2012 04:37 pm (UTC)
Первая реакция: Гальперин, Учение о памяти, в спецномере в КИПе вышел несколько лет назад. Там он как раз про неправильность такого мнемотехнического запоминания рассуждает.

Ага, кажется, Меймана поминал, надо глянуть.
nemo_nostrum
Oct. 26th, 2012 04:53 pm (UTC)
Хм-м, оказывается, текст не в открытом доступе. Плохо. Жадничают они там, в своем КИПе. Неумные наверное. Это их и погубит :)

ОК, имеем такие тексты:
* Комментарий публикатора
* Гальперин (1938). Учение о памяти, доклад
* Зинченко, П. (1938). Проблема непроизвольного запоминания у ребенка, доклад
* Гальперин (1970). Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти, доклад

Все это, одним пдф'ом, здесь: http://www.sendspace.com/file/fvgd2r
Как на сегодня, должно работать, но со временем линк протухнет.

Edited at 2012-10-26 04:54 pm (UTC)
a_zvereva
Oct. 26th, 2012 05:10 pm (UTC)
Спасибо, скачала. Хороший текст :), однако про мнемотехники, кроме критики, ничего нет.
Пригодится все равно :)

Меймана самого бы посмотреть, но в сети он отсутствует.

Хотелось бы знать, вводил ли кто-то мнемотехнику как прием в экспериментальное исследование запоминания - до 1923 г. Почему-то я думала, что это изъезженная тема, а кинулась искать ссылки - нету :(
a_zvereva
Oct. 26th, 2012 05:15 pm (UTC)
Вот тут Мейман лежит в пдф-ке, если кому:
http://ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/994
Поиском не просмотришь - картинка. Да еще с ятями.
Пойду почитаю, а там, глядишь, кто-нибудь что-нибудь еще посоветует.
vetterok
Oct. 26th, 2012 08:55 pm (UTC)
лурия - маленькая книжка о б. памяти
a_zvereva
Oct. 27th, 2012 01:12 am (UTC)
это сильно позже 1923 г. :)
vetterok
Oct. 27th, 2012 06:38 am (UTC)
да-да. я ответила, а потом подумала.
а вообще я вижу что мнемотех имеет длит историю http://en.wikipedia.org/wiki/Art_of_memory
но научную - не знаю.
(no subject) - a_zvereva - Oct. 27th, 2012 09:34 am (UTC) - Expand
ipain
Oct. 27th, 2012 12:43 am (UTC)
"запоминание имен и слов есть низшая форма памяти; дураки, и даже идиоты, иногда владеют ей в превосходной степени" - из книги кея "память: что это такое и как ее улучшить" 1888 год. а вообще "заучивать список как якорь для запоминания других слов" придумано симонидом (method of loci)и пару тысяч лет использовалось как основной способ организации запоминания (так память стала впф).
a_zvereva
Oct. 27th, 2012 01:19 am (UTC)
да, про метод мест понятно, и про Цицерона, и про трактат Джордано Бруно тоже :)
но меня интересует не "допсихологическая эра", а собственно то, что уже называют экспериментальной психологией, т.е. после Вундта

кто, когда и как вводил мнемотехнический прием в эксперимент - т.е. не наблюдал мнемонистов и не на себе кое-как сочинял приемы запоминания, а изучал бы всамделишных испытуемых, нормальных, обыкновенных :) предлагая им для запоминания неорганизованного материала мнемотехническую схему

порывшись в Меймане, прихожу к выводу, что до Выготского никто :)
это любопытно - тем более, что феномен известен 2 тысячи лет
nemo_nostrum
Oct. 27th, 2012 01:31 am (UTC)
Не, не верю, хотя точно не знаю. Надо копать. -- Например, Бартлетт? На самом деле, не буду настаивать, что они идею изучения пиктограмм именно у него и именно потырили, но параллели там какие-то есть. В совпадение не верится. Надо проверить. Хотя, справедливости ради, ЛСВ по-английски как-то не очень-то и читал.

А что там у Меймана, к слову?

Кстати, а у Леонтьева (1931) ссылок на предыдущие исследования в таком ключе нет ли?

Edited at 2012-10-27 02:10 am (UTC)
a_zvereva
Oct. 27th, 2012 09:31 am (UTC)
У Меймана мнемотехники, как ни странно, порицаются - почти как у Гальперина :)
Как интересный, но своего рода цирковой прием, не очень нужный в реальном процессе запоминания.
Эта цитатка мне очень в тему, конечно.

Начала смотреть Леонтьева, и сразу натолкнулась на цитатку для Вас:
"В этом смысле методологически работа А. Н. Леонтьева определяется нашей центральной краеугольной идеей, идеей исто¬рического развития поведения человека, исторической теорией высших психологических функций. Историческое происхождение и развитие высших психологических функций человека и в част¬ности высших функций памяти являются, с точки зрения этой теории, ключом к пониманию их природы, их состава, строения, способа деятельности и вместе с тем ключом ко всей проблеме психологии человека, пытающейся адекватно раскрыть подлинно человеческое содержание этой психологии".
Это из предисловия к изданию 1931 г. - наши любимые психологические функции. Возможно, она у Вас уже в деле, но так, пришлось к слову.

Не верилось и не верится, что экспериментов не было, но пока опровержения этому не нахожу. Только бесконечные описания разного рода мнемотехник (в частности, у великих людей) и наблюдения за мнемонистами.
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 27th, 2012 05:32 pm (UTC) - Expand
nemo_nostrum
Oct. 27th, 2012 02:26 pm (UTC)
Bartlett - отец метода двойной стимуляции :) --
In a second group of experiments the material to be reproduced consisted of picture signs with which certain words were associated. There were three different series of signs, many of them taken directly from pictographic writing. Signs and words were written upon plain cards, each associated pair having a separate card. A series of cards was placed face downwards on a table. The instructions were:

On these cards are a number of signs for words. I want you to learn to associate the sign with the word, so that afterwards if you were given the word you could reproduce the appropriate sign. You may learn the signs in any way and in any order [322] that you please. You will, have ample time to learn them but if you think you have established the associations before I tell you to stop, let me know and I will take the cards away.

Истошнег: Bartlett (1921) -- http://www.bartlett.psychol.cam.ac.uk/FunctionsOfImages.htm
(no subject) - a_zvereva - Oct. 27th, 2012 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 27th, 2012 05:25 pm (UTC) - Expand
ipain
Oct. 27th, 2012 02:05 am (UTC)
а изучал бы всамделишных испытуемых, нормальных, обыкновенных :)

ну это же как бы табу у интроспекционистов: "что мы можем узнать от людей, которые плохо запоминают (то есть нетренированные)?" нужно было парадигму поменять, чтобы вопрос переформулировался. иначе "обычные люди" просто источник ошибок (см. scripture 'accurate work in psychology' и кстати его же "mediate association" method).
a_zvereva
Oct. 27th, 2012 09:33 am (UTC)
конечно, но ненормальных, равно как детей и животных они тоже изучать не могли :)
только взрослых, здоровых, тренированных - ну прямо евгеника какая-то :)

думаю, что аргумент в тему, но продолжаю искать прямые ссылки - пока не нашла
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 27th, 2012 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ipain - Oct. 27th, 2012 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 27th, 2012 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 27th, 2012 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 27th, 2012 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 27th, 2012 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_zvereva - Oct. 28th, 2012 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_zvereva - Oct. 28th, 2012 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 28th, 2012 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_zvereva - Oct. 28th, 2012 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 28th, 2012 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemo_nostrum - Oct. 28th, 2012 03:30 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

psi
psyhistorik
PsyXhistoriography/ПсиХисториография

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser