?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эту прекрасную книгу об основателе советской психологии Льве Семеновiче Выготскомъ (aka levb Левъ), судя по ссылкам на нее в литературе, знают все. И при этом, судя по этим же самым ссылкам, похоже, ее вообще никто не читал. А из тех, кто читал, кажется, вообще никто ничего не понял.

А с другой стороны, общественность можно понять: сначала Кровавая Гэбня запретила классика культурно-iсторической псiхологiи на 20 лет (1936-1956), а потом еще к тому же и схоронила эту исключительно важную работу о нем, все стопиццот 10.000 (десять тысяч) экземпляров тиража. А это уже совсем нехорошо, т.к. наука, равно как и искусство, должна принадлежать народу.

Недавно созданное фирмо ооо «Лѣвъ» ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ» провело огромную и самоотверженную работу по подготовке новой публикации этого важнейшего текста эпохи и в ознаменование 115 годовщины Рождения отца-основателя исконно русской психологии Льва Сiмховича Выгодскаго (aka לב שימחוביץ' ויגודסקי) любезно предоставило эту публикацию на халяву в открытом доступе во всемирной паутине aka Iнтернет.

Информация к размышлению: из досье организации. 
Название: ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ»
Национальный состав: интернационалисты
Социальное происхождение: смешанно-местечковое
Политические убеждения: левые традиционалисты, беспощадны к врагам
Цели и задачи:

Один из приоритетных проектов фирмы ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАШЕ ВСЁ» - издание неопубликованных работ Л.С. Выготского, а также переиздание уже известных трудов. Перевод на иностранные языки научных текстов классика отечественной психологии, его учеников, преследователей, наследователей и последователей. В настоящее время опубликовано несколько научных и научно-популярных изданий. Кроме того фирма публикует различные периодические издания и сборники и осуществляет электронную публикацию материалов на сайте.

Огромный интерес также представляют комментарии к публикации, подготовленные сотрудниками издательства, которые мы с любезнейшего разрешения руководства издательства приводим ниже. Остается только выразить надежду, что эта интереснейшая работа про Нашего Учителя Льва Семеновича Выготского наконец найдет своего вдумчивого и критически мыслящего читателя. Желаем всем приятного прочтения!



ПЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ ВЫГОТСКОГО
Год: 1937
Автор: Руднева, Ева Израилевна
Жанр: брошюра, критика
Издательство: Учпедгиз
Тираж: 10.000
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 32
Описание: Сравнительно часто цитируемая работа с критикой "педологических извращений Выготского", вышедшая под именем Е.И. Рудневой тиражом в 10.000 экземпляров через полтора года после публикации постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпросов” от 4 июля 1936 г. и, с другой стороны, патриотической кампании против "низкопоклонства" и "преклонения" перед западом (выражавшегося, в частности, в виде научных публикаций за рубежом), проходившей в рамках так называемого "дела академика Н.Н. Лузина" (кампания в прессе 3 июля-6 августа 1936 г.). В брошюре критика Выготского представлена именно с этих двух позиций: по линии критики механицизма, тестов и, шире, педологии и, с другой стороны, за эклектицизм его теории, вызванный многочисленными некритическими заимствованиями зарубежных психологических теорий. Классический пример якобы существовавшего с середины 1930х до середины 1950х гг. "запрета на Выготского" в Советском Союзе. Библиографический раритет, несмотря на громадный для своего времени тираж. Прекрасный образец критического дискурса в советской науке середины 1930-х. Брошюра Рудневой тематически перекликается с критическим исследованием А.Н. Леонтьева "Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского" (впервые опубликовано в журнале "Вопросы психологии" в 1998 году).



О номинальном авторе:
Руднева Ева Израилевна (24.12.1898, Одесса – 1988). Историк. Окончила историко-филологический факультет Одесских высших женских курсов (1920). Квалификация: преподаватель истории. Кандидат педагогических наук (1936). Доктор педагогических наук (1969).

Сотрудник факультета психологии МГУ в 1960-1980-е гг. (факультет основан в 1966, в 1966-1979 декан факультета - А.Н. Леонтьев). Профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии (1971). Лауреат Ломоносовской премии (1961). В Московском университете читала курсы лекций: «Педагогика» на разных факультетах, «Методика преподавания истории»; вела спецсеминар «Методы научного исследования». Награждена медалями «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «В память 800-летия Москвы» (1948). Лауреат премии им. Н.К. Крупской (1968).

Область научных интересов: экспериментальная дидактика и методика преподавания истории; история советской педагогики и школы; изучение педагогического наследия Н.К. Крупской; вопросы трудового политехнического образования; сравнительная педагогика. Подготовила более 30 кандидатов и 2 докторов наук. Опубликовала более 100 научных работ.

Другие публикации:
* Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская : (Пед. взгляды и деятельность до 1917 г.) / Руднева Ева Израилевна. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1956. - 26 с.
* Н. К. Крупская и ее роль в строительстве советской школы / Руднева Ева Израилевна. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1958. - 63 с.
* Вопросы дидактики в педагогической системе Н. К. Крупской [Текст] / Е. И. Руднева ; под ред. М. Т. Смирнова ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Кафедра педагогики. - М. : Издательство Моск. ун-та, 1960. - 95 с.
* Трудовое политехническое обучение школьников (1918 - 1920) [Текст] / Е. И. Руднева ; под ред. С. М. Шабалова ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Кафедра педагогики. - М. : Издательство Моск. ун-та, 1961. - 134 с.
* Педагогическая система Н. К. Крупской / Е. И. Руднева ; под ред. Ф. Ф. Королева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 309 с.
* Руднева Е. И., Фуряева Т. В. К критической оценке психолого-педагогической подготовки будущих учителей в ФРГ. // Вопросы психологии, 1984, № 2, с. 152—156



Источник (там же и торрент-линк): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3825282


О полном собрании сочинений Выготского:
PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского / PsyAnima Complete Vygotsky
http://psyanimajournal.livejournal.com/3526.html






Comments

( 4 comments — Leave a comment )
amofares
Dec. 1st, 2011 08:50 pm (UTC)
Мне показалось, что эта критика похожа на последовательное изложение взглядов ученого, разбавленное абсурдным идеологическим лаем. Как это понимать?
nemo_nostrum
Dec. 1st, 2011 10:38 pm (UTC)
Спасибо за вопрос. Как понимать, это, пожалуй, самый главный и общий вопрос в этой истории, распадающийся на пучок более частных, но не менее интересных вопросов. Действительно, там и изложение есть, и достаточно дурацкое и практически никогда не адекватное притом, есть и занятная и порой очень небезынтересная критика, есть и, скажем так, идеологический перегруз дискурса, но, разумеется, надо понимать, что тогда, в том сезоне, именно такой дискурс был, скажем, в моде, и именно на него был спрос. Тираж-то какой, не шутка! Я думаю, что, если мы хотим понять в самом общем виде смысл этого произведения, то мы должны ухватить и охватить весь контекст происходящего, т.е. положение конкретных протагонистов круга Выготского на тот момент -- положение каждого индивидуально и относительно друг друга, т.е. относительно кланов и сфер влияния внутри лагеря "последователей Выготского" (уж мы-то понимаем, что на самом-то деле все это было писано вовсе не в адрес покойника, а как раз по поводу его активных учеников и последователей, их науки и социального положения) -- а также в контексте социально-номенклатурной научной иерархии того времени. Сюда же, прибавим, и неизбежно всплывающую проблематику дисциплинарной истории: роль и положение психологии как дисциплины и ее участников, скажем, относительно академической науки того времени. В смысле: в Академии Наук уж больно хорошие пайки и проч. привилегии были, -- хотелось всем, а психологов не пускали. Проблема однако.

Резюме: иными словами, один из самых интересных вопросов здесь следующий. А какова на самом деле была -- социальная! -- функция этой брошюры: pro или contra? Т.е.: кому она помогла? А кому помешала? И, соответственно, как она задумывалась: ведь реальный эффект совсем не обязательно совпадает с прогнозируемым. Вот такая вот ситуация, рассмотренная как "коммуникативный акт"...

В итоге: есть о чем подумать, много.
ud0d
Apr. 15th, 2013 11:02 am (UTC)
Приглашаю Вас в сообщество "Проблемы современного образования" predu.
orfis_sakarna
Jan. 6th, 2015 11:01 am (UTC)
Рубинштейна люблю. Но интересно почитать и "противоположную точку зрения"
Спасибо за извращения, полезно изучать историческое развитие психологической мысли "в диалоге":))))
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

psi
psyhistorik
PsyXhistoriography/ПсиХисториография

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser