?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ABSTRACT: This is a publication of the transcript of Vygotsky's scientific-pedagogical [auto]biography dated January 14, 1933, and, thus, written a year and a half before his death on June 11, 1934. The original handwritten document has previously been republished here. Of special interest to non-Russian readers might be the 6 (six) Vygotsky's lifetime publications in foreign languages (4 in English, 1 in German, and 1 in French) at the end of the list of his publications (see below). The links to full texts of all these six publications are provided below.

Здесь однажды уже перепубликовался автограф Л.С. Выготского за январь 1933: Научно-педагогическая автобиография Л.С. Выготского, написанная за полтора года до смерти (автограф). Из семейного архива Л.С. Выготского.

Так вот, для тех, кто не хочет ломать глаза, разбирая не всегда удобочитаемый почерк ГенiяTM, в книге А.А. Леонтьева "Л.С. Выготский" (Москва: Просвещение, 1990) обнаружился транскрипт этого документа, за что автору выносится несколько запоздалая, но огромная благодарность. В сети валяется пара копий расшифровки автобиографии Выготского, но те совершено неоправданные вольности, которые позволили себе публикаторы, помноженные на ошибки в транскрибировании, делают эти источники совершенно ненадежными с историографической точки зрения. Тем не менее, и они оказались небесполезными: все ж набирать руками меньше пришлось (так что отдельное спасибо и безымянным публикаторам). Итак, транскрипт Научно-педагогической [авто]биографии Выготского по положению дел на 14 января 1933 года, за полтора года до его смерти:


Научно-Педагогическая биография

1. Сведения о педагогической работе: преподавал до 1923/24 ак. года в школах 1-й и 2-й ступени, педтехникуме, на учительских курсах. С 1923—1924 гг. в вузах Москвы, Ленинграда, Ташкента в качестве ассистента, доцента, профессора (2-й МГУ, 1-й МГУ, АКВ им. Крупской, Ленинград, институт им. Герцена, И-т педологии и дефектологии, 2-й Моск. мед. институт, МГПИ и др.). В 1925 г. защитил диссертацию и получил право самостоятельного преподавания в вузах. В настоящее время состою профессором МГПИ (зав. кафедрой педологии трудового детства) и 2-го М. Г. мед. института (зав. кафедрой общей и возрастной педологии).
Утверждался в должности профессора по Лениградскому институту им. Герцена ГУСом НКП, а по мед. институту НКЗдравом. Преподавал в вузах психологические и педологические дисциплины.

2. Сведения о научно-исследовательской работе: начал заниматься исследовательской работой в 1917 г. по окончании университета. Организовал психологический кабинет при педтехникуме, где вел исследования.
Доложил в 1924 г. эти исследования на II Психоневрологическом съезде в Ленинграде. Вступил в Гос. инс. экспериментальной психологии в качестве научного сотрудника 2-го р. В 1925 г. защитил диссертацию на тему «Психология искусства» и получил право самостоятельного ведения научно-исследовательской работы. Последовательно состоял научным сотрудником 1-го раз. и действительным членом н-исследов. инсти-тов (Психологич. ин-та, Института высшей нервной деятельности, Института научной педагогики и др.).
Выступал с докладами на съездах — советских и международных по психологии, психопатологии, педологии и дефектологии.
В настоящее время веду исследования: 1. Трудное детство. 2. Мышление и речь.

3. Сведения об общественной работе: состоял членом Президиума Об-ва психоневрологов-материалистов при ком. академии, психотех. Об-ва (зампред.), оргкомитетов научных съездов, ряда редколлегий научных журналов; член Совета (районного) РК и КД, член бюро школьной секции, член ГУСа, трехлетняя работа в культотделе обл. Отдела союза Рабпрос; участие в Моск. и иногородних педолого-педагогических конференциях, съездах, курсах, член ВАРНИТСО.

4. Сведения о научных работах (главнейших).
Книги:   1. Педагогическая психология. 1925 г.
             2. Педология школьного возраста. 1928 г.
             3. Педология подростка. 1930 г.
             4. Этюды по истории поведения. 1930 г. Совместно с А.Р. Лурия.
             5. Воображение и творчество в школьном возрасте. 1931 г.
             6. Учебные книги и пособия совместно с др. авторами (Практикум по эксперимент. психол, Психологич. словарь, психол. хрест. и др.).
             7. Психология искусства. Диссертация. 1925 г. Рукопись.
             8. Смысл психологического кризиса. 1927 г. Рукопись.
             9. Мышление и речь. 1932 г. Печатается (Соцэкгиз). Психологическое исследование.
Статьи:  1. Сознание как проблема психологии поведения. 1924 г.
             2. Генетические корни мышления и речи. 1927 г.
             3. Основные проблемы дефектологии. 1929 г.
             4. Экспериментальное исследование доминантных реакций. 1926 г.
             5. Развитие активного внимания в детском возрасте
На иностранных языках: 1. The Problem of the Cultural Development of the Child. 1929.
2. Principles of Social Education for the Deaf and Dumb Children in Russia - 1925.
3. Die genetischen Wurzeln des Denkens und der Sprache - 1929.
4. The Function and the Fate of the egocentric Speech - 1930.
5. Les fonctions psychologiques supérieures - 1929.
6. The Psychology of the Schizophrenia - 1932.
Переводы, редакция и предисловия: книги Торндайка, К. Бюлера, Ш. Бюлер, Пиаже, Келера, Коффка, Шульце, Фрейда, Гезела, Бекингема, Лешли и др.

14 января 1933 г.
Москва, 54
Б. Серпуховская, 17, кв. 1





Comments

( 8 comments — Leave a comment )
nikveresov
May. 11th, 2011 06:34 am (UTC)
Спасибо!
nemo_nostrum
May. 11th, 2011 12:56 pm (UTC)
Пожалуйста. Это было сравнительно нетрудно. Просто еще один документ, "просмотренный" историками и теоретиками, а по моим пока еще неокрепшим ощущениям несколько корректирующий наши традиционные представления о том, что же такое "культурно-историческая" психология, или как там это направление надо называть...
nikveresov
May. 11th, 2011 02:22 pm (UTC)
Думаю, что так и надо называть - культурно-историческая теория, во избежание недоразумений.
Интересно, что именно Вы имеете в виду под "традиционными представлениями"?
Мы, помнится, обсуждали уже этот документ (в частности, 1923-24 ак. годы). А так, вроде бы, больше ничего нового этот документ не содержит, разве только то лишь, что Кризис датирован 1927 годом, хотя у меня оставались смутные сомнения, что написан он в 1926. Но Семёнычу, конечно, виднее.
nemo_nostrum
May. 11th, 2011 02:49 pm (UTC)
... или наоборот: перестать называть "культурно-историческая теория", именно во избежание недоразумений :). Тем более, что сам Выготский в конце концов ее бы так называть ни за что не стал бы.

"Традиционные представления" - это практически все то, что успели написать про Выготского и его теорию до сих пор: ну там, интериоризация, опосредование, двойная стимуляция, высшие психические функции и проч. ерунда, которую уже сам Выготский небезуспешно выкидывать на помойку.

1920е годы - это чудесно, но, по большому счету, шелуха и малоинтересно. Самое дивное пошло уже в 1930е. Что же касается нового, что содержит этот документ, так это его оценка его научных работ как *главнейших*. Любопытный список, не находите? Несколько нестандартный, как я уже сказал -- "нетрадиционный", не так ли? ;)
nikveresov
May. 11th, 2011 03:03 pm (UTC)
Конечно, он её сам так не называл. Но мне, всё-же, кажется, что это название не зря прижилось, я не стал бы просто на одном этом основании отказываться от термина. Тем более, что на Западе вообще почти ничего не знают про теорию Выготского - СНАТ и т.д.
Про помойку - я бы не горячился. Всё-таки идея о развитии ВПФ очень продуктивна, и вряд-ли есть свидетельства, что он от этого отказался. Да, в начале 1930х он стал заниматься проблемой сознания (системное и смысловое строение), но и от идеи развития ВПФ не отказался (Мышление и речь не зря включил в список своих основных, верно?)
Список главнейших: да, нестандартно, что "История развития ВПФ" не вошла в список и это наводит на некоторые размышления.
Про "традиционные представления": всё, что успели написать...Но ведь много всего РАЗНОГО успели написать, отрицать всё чохом я бы не стал. И потом, интериоризация, ВПФ, опосредование - уж никак не ерунда. Часто интерпретация этих понятий представляется очень ерундовой и даже неправильной. Но это беда тех "интерпретаторов", кто Выготского не читал, а если и читал, то не понял.
nemo_nostrum
May. 11th, 2011 03:17 pm (UTC)
Я в общем-то и не стану горячиться и сильно спорить. Просто мне сейчас для себя важно заострить некоторые моменты, идущие вразрез с, назовем его так, мейнстримом (а с CHATом, который в моей системе координат лежит далеко вне мейнстрима и вообще за гранью добра и зла -- и подавно). Чтоб не сбиться с курса, так сказать.

Угу, ВПФ. Я уже давно подкапываюсь под этот нелепый текст, а тут вот еще один аргумент, такой силы. Не оставляю, разумеется, сомений, ни в ту, ни в другую сторону, но растет во мне светлое чувство, при этом все больше подкрепленное доводами разума, что это не просто не основное его теоретическое произведение, а вообще - черновик, который он сам ни за что бы печатать не стал бы. А тем более в таком виде, как он появился в шеститомнике. Кстати, не могу найти концов: не знаете ли, что слышно по поводу рукописи текста -- он вообще где-либо в природе есть? Или?...

ВПФ - ну разумеется, это красивая метафора, но при этом стремительно теряющая смысл на протяжении 1930х, -- я бы так сказал, после доклада о "психологических системах" октября 1930 мы уже не понимаем, что все эти ВПФ значат. Да и сам ЛСВ об этом пишет в своих заметках, что Завершнева в обзорных статьях в ВП напечатала. Да и не только он :)... Одним словом, многое надо переписывать да переделывать, сдается мне. Много работы, одним словом.
nikveresov
May. 11th, 2011 03:44 pm (UTC)
При "Историю развития ВПФ" я деталей не знаю, но, хоть тресни. нелепостей в нём не вижу. было бы интересно узнать, что там такого нелепого.
Про ВПФ и "психологические системы" - конечно, если исходить из банального противопоставления ВПФ и НПФ то идея "пс. системы" окажется непонятной. Но если вдуматься, то можно найти некую логику - "Впф не надстраиваются над элементарными...а реорганизуют систему в которых элементарные начинают действовать по новым законам". Так что одно другому не противоречит.
Но это - разговор долгий, для формата ЖЖ не подходит. Я, кстати, рассказывал про эти вещи в лекции на летней школе ISCAR в прошлом году - есть в интернете.
А вот то, что многое нужно доделывать - я согласен. Работа понимания только начинается.
nemo_nostrum
May. 11th, 2011 03:59 pm (UTC)
Нелепости для меня начинаются конфликтом между названием "про историю развития" и содержанием, в котором никакой истории развития, как по мне, нет. А заканчиваются тем обстоятельством, что по тексту раскидано море ссылок, при том, что ни единой ссылки по факту -- ни в виде постраничных сносок, ни библиографии в конце - нет.

А что разговор долгий - то да, писать надо, да нетленку печатать, где б только время на все взять...
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

psi
psyhistorik
PsyXhistoriography/ПсиХисториография

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser