AY/АЯ (nemo_nostrum) wrote in psyhistorik,
AY/АЯ
nemo_nostrum
psyhistorik

Category:

Размышления об истории психологии духовности

Как хорошо известно советская психология зарождалась в условиях атеистической и богоборческой власти большевиков. Потому ее и надо понимать именно как светский научный проект, четко отделявший науку от теологии. В качестве примера см. ранее уже приводившуюся здесь цитату начала 1930х годов, весьма характерную для советской психологии при большевиках. В таком ключе развивались психологические исследования в отечественной науке вплоть до сравнительно недавнего времени. Однако, падение коммунистического режима привело к деидеологизации психологии и отмене доктрины официального безбожия. К чему же мы пришли к настоящему моменту со времени исторических работ о кризисе психологии 1920-30х годов?

Современную психологию часто критикуют. Причем критикуют как "некумулятивную", "антиисторичную", эмпирицистскую, фрагментированную, атеоретическую и редукционистскую науку. (Такую критику см., в вышедших на Западе недавних сборниках работ прогрессивных зарубежных авторов, напр., The Observation of Human Systems. Lessons from the History of Anti-Reductionistic Empirical Psychology под ред. Joshua Clegg или Methodological thinking in psychology: 60 years gone astray? под ред. Aaro Toomela, Jaan Valsiner).

В этой ситуации предлагаются разные альтернативы выхода из кризиса. Одна из них вызвана критикой утраты духа, души и духовности в современной психологии. Об этом, например, пишет современный классик отечественной психологии В.П. Зинченко:
Важнейший урок, который может быть извлечен из религиозно-философских трудов и практик православия, в частности, практик аскезы для изучения развития человека, относится к проблеме медиаторов, которые одновременно представляют собой культурные формы и формы, в которых существует, развивается (и прозябает) культура. Число медиаторов должно быть расширено или, как будет показано ниже, сведено к единственному или, точнее, единому, а уж потом возможна и необходима дифференциация. Обратимся к первому психологу — исследователю человеческой личности Блаженному Августину. Идея посредника между Богом и человеком пронизывает все его творчество... Августин называет Христа истинным посредником, и т.д.

Проблематика духа и духовности исследована в целом ряде работ ведущих российских психологов, академиков и членов-корреспондентов Российской Академии естственных наук и Российской Академии Образования, лидеров отечественной психологии таких как Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, Ф.Е.Василюк, и многие другие, представляющих совокупно христианско-ориентированные психологические исследования в современной отечественной психологии. ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ является сегодня одним из полноправных академических направлений, свидетельством чему, например, первый, программный учебник Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. - М.: Наука, 1995. - 236 с. Также, важную роль в распространении идей христианской психологии и ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ играют постоянные встречи, лекции и семинары на кафедре общей психологии старейшего отечественного факультета психологии в Московском Государственном Университете, такие как Феномен самосознания личности в христианской святоотеческой традиции (доклад архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия 7-го февраля 2011) или XIX Международные Рождественские образовательные чтения, IХ направление «Церковь и наука», Секция «Христианство и современная психология» (26 января 2011 года).

И в то же время, надо признать, что отечественные психологи совсем не одиноки в своем поиске души и нравственно-духовной составляющей. Так, например, с историей развития и становления ИУДЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ можно ознакомиться на сайте факультета психологии Еврейского Университета в Иерусалиме, основной проблематикой которого с самого его основания были вопросы иудейской духовности, смысла человеческого существования и взаимоотношения бессознательных и сознательных процессов. Также чрезвычайно интереснa история построения ИСЛАМСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, развиваемая в научных трудах прогрессивных ученых Ближнего Востока и Средней Азии (с историей становления исламской психологии можно ознакомиться на сайте факультета психологии Тегеранского Университета). Сравнительно коротка история развития АВТОХТОННЫХ и ИНДИГЕННЫХ ПСИХОЛОГИЙ постколониального периода, развивамых в целом ряде стран Южной Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (об индигенизации глобальной психологии см., напр., Internationalizing the history of psychology под ред. Adrian C. Brock). Кстати, от последних надо отличать откровенно реакционную ЯЗЫЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ, спекулирующую на народных традициях постколониальных развивающихся стран, но лишь внешне имитирующую идею восхождения по нравственной вертикали, отличающую все вышеназванные направления современной психологической мысли.

Подводя итог этого обзора, можно сказать, что поиск духовности в современной психологии только начат и встречается с определенным сопротивлением консервативно настроенных традиционных психологов. Тем не менее, вне всякого сомнения, в исторической перспективе будущее именно за этим направлением современной психологии, своими корнями уходящей в работы наших Учителей, основоположников отечественной психологии Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурия, Блюмы Вульфовны Зейгарник, Бориса Герасимовича Ананьева, Бориса Фёдоровича Ломова, Григория Силовича Костюка, Петра Яковлевича Гальперина, Даниила Борисовича Эльконина, Василия Васильевича Давыдова, Эвальда Васильевича Ильенкова, и многих других.
Tags: восток-запад/Est-Ouest/East-West, христианская психология/endless hatred
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments