AY/АЯ (nemo_nostrum) wrote in psyhistorik,
AY/АЯ
nemo_nostrum
psyhistorik

Category:

Постановление ЦК ВКП (б) "О начальной и средней школе" от 5 сентября 1931 г.

Источник: Педология, №4 (16), 1931, с. 3-8



ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б) О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Идя по пути осуществления программы коммунистической партии, согласно которой «школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс и целях воспитания поколения, способного окончательного установить коммунизм» (программа ВКП(б), пролетарское государство добилось огромных успехов в деле расширения школьной сети и перестройки школы. Число учащихся в начальной и средней школе возросло с 7 800 тыс. в 1914 г., до 20 млн. — в 1931 г. Коренным образом изменился социальный состав школы: дети рабочих и широких масс трудящихся в деревне, не имевших ранее возможности обучать своих детей в школе, являются теперь основным контингентом школы. Обучение на родном языке охватило самые отсталые в культурном отношении народы Советского Союза и проводится на 70 языках. Принципиально иным стало содержание всей работы школы. Советская школа, ставящая своей задачей «подготовлять всесторонне развитых членов коммунистического общества», дает детям несравненно более широкий общественно-политический кругозор и общее развитие, чем дореволюционная буржуазная школа. За последние годы возрос уровень общего образования детей в советской школе. Особенно значительные успехи достигнуты школой после исторического постановления XVI с'езда партии о введении всеобщего начального обуче- ния. Только за последний год число учащихся в начальной и средней школе возросло с 13,5 до 20 млн. Сверх этого ФЗУ и техникумами охвачено 1 400 тыс. учащихся. Наряду с решающими шагами по осуществлению обязательного обучения детей школьного возраста школа значительно продвинулась вперед по пути соединения школьного обучения с производительным трудом и общественной работой, благодаря чему заложены основы перестройки школы на базе политехнизма. Увеличение числа мастерских, хотя недостаточных по количеству и технически еще слабо оборудованных, в сочетании с приводимым прикреплением школы к заводам, совхозам, МТС и колхозам позволяет развертывать все более широко и ускоренно политехнизацию школы. Однако, несмотря на все эти достижения, ЦК констатирует, что советская школа далеко еще не соответствует тем огромным требованиям, какие пред'являются к ней современным этапом социалистического строительства. ЦК считает, что к  о  р  е  н  н  о  й     н  е  д  о  с  т  а  т  о  к     школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного об'ема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер и не подготовляет детей как
3

всесторонне развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой. Всякая попытка оторвать политехнизацию школы от систематического и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, преподавание которых должно быть поставлено на основе строго определенных и тщательно разработанных программ, учебных планов и проводиться по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшие извращения идеи политехнической школы. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Л   е   н   и   н, т. XXV, стр. 388). В основу всей дальнейшей работы школы ЦК предлагает положить указания Ленина, данные им еще в 1920 г. Подчеркивая, что нельзя вопросы политехнизации ставить абстрактно, что эти вопросы следует разрешать в тесной связи с конкретными задачами, стоящими перед партией, Ленин указал1 что необходимо:
  1. Избегать ранней специализации, разработать инструкцию об этом.
  2. Расширить во всех профтехшколах общеобразовательные предметы.
  3. Безусловным заданием поставить немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных сейчас же шагов к политехническому образованию...
Нам нужны столяры, слесаря тотчас. Безусловно. Все должны стать столярами, слесарями и пр., но с таким-то добавлением общеобразовательного и политехнического минимума». «Задача школ II ступени (12—17), вернее высших классов II ступени, дать вполне знающего свое дело, вполне способного стать мастером и заменить практически подготовленного к этому столяра, плотника, слесаря и т. п., с тем однако, чтобы этот «ремесленник» имел широкое общее образование (знал минимум основы таких-то и таких-то наук: указать точно, каких), был коммунистом (точно указать, что должен знать), имел политехнический кру-


1 Замечания Ленина на тезисы Н. К. Крупской о политехническом образовании.
гозор и начатки основы политехнического образования. Именно:
а)     основные понятия об электричестве (точно определить какие);
б)     о применении электричества к механической промышленности;
в)     то же — к химической;
г)     то же — о плане электрификации РСФСР;
д)     посетил не менее 1—3 раз электрическую станцию, завод, совхоз;
е)     знал такие-то основы аграномии [sic] и т. д., разработал детально минимум знаний».
Исходя из всего этого, ЦК ВКП(б) постановляет:

I.     О  с  н  о  в  н  ы  е     з  а  д  а  ч  и     ш  к  о  л  ы

Предложить наркомпросам союзных республик немедленно организовать научно-марксистскую проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география, история) с расчетом, чтобы с 1 января 1932 г. начать преподавание по пересмотренным программам. Одновременно с пересмотром программ наркомпросы должны принять ряд мер, обеспечивающих действительную возможность преподавания по новым программам (инструктирование учителей, издание соответствующих указаний и т. д.) Применяя в советской школе различные новые методы обучения, могущие способствовать воспитанию инициативных и деятельных участников социалистического строительства, необходимо развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства, насаждения в массовом масштабе методов, предварительно на практике не проверенных, что особенно ярко в последнее время обнаружилось в применении так называемого «метода проектов». Вытекавшие из антиленинской теории «отмирания школ» попытки положить в основу всей школьной работы так называемый «метод проектов» вели фактически к разрушению школы. ЦК обязывает наркомпросы союзных республик немедленно организовать и
4

поставить на должную высоту научно-исследовательскую работу, привлечь лучшие партийные силы для этого дела и перестроить ее на строго -марксистско-ленинских началах. Исходя из того, что составной частью коммунистического воспитания является политехническое обучение, которое должно дать учащимся «основы наук», знакомить учащихся «в теории и на практике со всеми главными отраслями производства», проводить «тесную связь обучения с производительным трудом,— предложить наркомпросам союзных республик на протяжении 1931 г. широко развернуть сеть мастерских и рабочих комнат при школах, сочетая эту работу с прикреплением школ к предприятиям, совхозам, МТС и колхозам на основе договоров. Соединение обучения с производительным трудом необходимо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы. Предприятиям, совхозам, МТС и колхозам оказать всемерную помощь наркомпросам в разрешении этой задачи путем выделения необходимого оборудования и инструментов для школьных мастерских и лабораторий, выделения квалифицированных рабочих и специалистов для непосредственного участия в работе школы, помощи педагогам в изучении производства и т. д. Наркомпросам союзных республик создать в каждом районе и во всех городах сеть образцовых школ, поставив их в более благоприятные материальные условия и сосредоточив в них лучшие педагогические силы с тем, чтобы учительские массы, рабочие, колхозники и учащиеся могли на практике учиться у них строительству политехнической школы. Для содействия политехнизации школы наркомпросам союзных республик организовать в 1931/32 учебном году сеть небольших политехнических музеев, а также специальных политехнических отделений при существующих краеведческих музеях. ВСНХ оказать финансовое и организационное содействие проведению этого мероприятия. Наркомпросам совместно с государственными издательствами создать ти- повые политехнические библиотеки для учащихся и педагогов на родном языке. Наркомпросам совместно с киноорганизациями разработать мероприятия по использованию кино для школы, в особенности для политехнизации. В период социализма, когда пролетариат осуществляет окончательное уничтожение классов, в условиях обостренной классовой борьбы, исключительно важное значение приобретают выдержанное коммунистическое воспитание в советской школе и усиление борьбы против всяких попыток привить детям советской школы элементы антипролетарской идеологии. В связи с этим ЦК предлагает партийным организациям укрепить руководство школой и взять под непосредственное наблюдение постановку преподавания общественно-политических дисциплин в школах-семилетках, в педтехникумах и педвузах. Подтверждая необходимость выполнения в срок постановления ЦК от 25 июля 1930 г. о всеобщем обязательном начальном обучении, ЦК в целях скорейшего осуществления требований программы партии об общем и политехническом образовании для всех детей и подростков до 17 лет предлагает Совнаркому СССР разработать план всеобщего обязательного семилетнего обучения.

II.     У  л  у  ч  ш  е  н  и  е     м  е  т  о  д  и  ч  е  с  к  о  г  о     р  у  к  о  в  о  д  с  т  в  а     ш  к  о  л  о  й

Отмечая неудовлетворительное состояние кадров и организации методического руководства школой в органах народного образования, ЦК предлагает Культпропу совместно с наркомпросами и культпропами ЦК нацкомпартий в месячный срок разработать мероприятия по подготовке марксистско-ленинских кадров для методической работы в органах народного образования и укрепить руководящие звенья методического руководства лучшими партийными теоретическими и педагогическими силами. Отмечая значительный отрыв научно-исследовательских учреждений в области педагогики от практических задач школы, ЦК ВКП(б) предлагает наркомпросам союзных республик сосредото-
5

чить работу соответствующих исследовательских институтов главным образом на изучении и обобщении опыта, накопленного практическими работниками школы, в особенности политехнизации. Обязать наркомпросы союзных республик ввести в систему органов народного образования институт инструкторов, начиная с районных звеньев, для постоянной практической помощи учителю в его повседневной работе в школе. Состав инструкторов укомплектовать из опытных учителей, хорошо знающих школу и ее задачи, из расчета не менее двух на район. Обязать всех коммунистов, находящихся на руководящей работе в области народного образования, в кратчайший срок овладеть методической стороной школьной работы. Поставить перед Обществом педагогов-марксистов при Коммунистической академии задачу разработки по заданиям Наркомпроса основных вопросов методической помощи учительству в его повседневной работе. Пересмотреть существующие периодические издания по вопросам педагогики в целях решительного улучшения качества и поворота их лицом к школе и ее нуждам с обязательным привлечением в редакционный аппарат учителей.

III.     К  а   д   р   ы

В работе среди учителей следует руководствоваться указанием, данным Лениным еще в 1922 г.: «Народный учитель должен быть у нас на такой высоте, на какой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе» (т. XVIII, ч. 2 стр. 115). Учитывая рост потребности в связи с осуществлением всеобуча в педагогических кадрах и повышении их квалификации, предложит Госплану СССР и наркомпросам союзных республик составить в двухмесячный срок план подготовки педагогических кадров, обеспечивающих полностью удовлетворение потребности в учителях для начальной и средней школы, и внести его на утверждение Совнаркома СССР. Организовать ознакомление учителей с основами производства на заводах, в совхозах, в МТС и в колхозах с таким расчетом, чтобы втечение [sic] 1931—1932 гг.
это ознакомление охватило все преподавательские кадры. Наркомзему СССР при определении контингентов для учебных заведений по подготовке агрономов учесть потребность школ колхозной молодежи, а также оказать необходимую помощь органам народного образования в деле привлечения агрономических сил, занятых в производстве, к работе в ШКМ. Ввести во всех индустриальных и с.-х. вузах ознакомление с методами работы по политехнизации школы и постановкой производственно-технического обучения. Предложить ЦК ВЛКСМ и наркомпросам союзных республик разработать специальные мероприятия по подбору пионервожатых, закреплению их на работе, повышению их общей и специально педагогической квалификации, рассматривая их как ценный резерв для подготовки новых педагогических кадров. Поручить Госплану, Наркомфину, ЦК рабпрос и наркомпросам союзных республик в декадный срок разработать мероприятия по повышению зарплаты для учительства начальной и средней школы. ЦК союза рабпрос совместно с наркомпросами союзных республик в месячный срок разработать систему диференцированной оплаты труда учителей по районам, по квалификации и качеству работы. Снабжение учителей продуктами и промтоварами должно проводиться в следующем порядке: в городах и промышленных районах — через прикрепление к закрытым рабочим распределителям и столовым по нормам промышленных рабочих; снабжение учителей в колхозах продовольственными продуктами производить из продовольственных фондов колхозов по нормам промышленных рабочих данного района; снабжение сельских учителей промтоварами и продуктами промышленного производства, а также снабжение учителей продовольственными продуктами в селах, где еще нет колхозов, проводить из фонда централизованного снабжения по нормам промышленных рабочих данного района. Во всей работе среди учительства всемерно развивать соцсоревнование и ударничество, всячески поощряя учителей-ударников.
6

IV.     М  а  т  е  р  и  а  л  ь  н  а  я     б  а  з  а     н  а  ч  а  л  ь  н  о  й     и     с  р  е  д  н  е  й     ш  к  о  л  ы

Отмечая, что материальная база школ — строительство новых зданий, ремонт существующих, производство учебного оборудования и учебных пособий — крайне недостаточна и становится одним из препятствий улучшения работы школ, ЦК предлагает Госплану Союза разработать пятилетний план нового школьного строительства. Считать обязательным на всех новых строительствах окончание строительства школ к началу работ предприятия. В целях расширения фонда школьных помещений ЦК предлагает местным партийным и советским организациям обеспечить возвращение школам неосвобожденных бывших школьных помещений, а также использование для школ конфискованных кулацких домов. Необходимо широко привлечь инициативу и средства колхозов к делу улучшения материальной базы школы и улучшению обеспечения учительства. ВСНХ создать всесоюзное обединение промышленности, изготовляющей учебное и школьное оборудование и учебные пособия, рассмотрев в двухмесячный срок производственный план этого об'единения с таким расчетом, чтобы уже в 1932 г. основная масса как начальных, так и средних школ была снабжена необходимым минимумом учебного оборудования. Наркомпросам союзных республик в месячный срок составить соответствующую заявку и представить в ВСНХ, разработав стандарты учебных пособий и политехнического оборудования. Предложить ВСНХ СССР передавать в школы не могущие быть использованными на предприятии и пригодные для рабочих комнат и школьных мастерских станки, инструменты и различные отходы (брак, лом, лоскут). Совнарком союзных республик, край- и облисполкомам и органам промкооперации в кратчайший срок организовать производство на местах учебных пособий и учебного оборудования для массовой школы, использовав в этих целях местные ресурсы.

V.     У  п  р  а  в  л  е  н  и  е     и     р  у  к  о  в  о  д  с  т  в  о     ш  к  о  л  о  й

Отмечая достигнутые за последние годы наркомпросами союзных респуб-
лик успехи по перестройке всей своей организационной работы, ЦК партии подчеркивает, что улучшение качества работы школы невозможно без решительного повышения качества руководства школой со стороны органов Наркомпроса, скорейшего перехода их к оперативному, конкретному и диференцированному руководству с учетом хозяйственного и политического значения отдельных областей и районов, национальных особенностей и т. д. с установлением во всех звеньях народного образования строгой, исключающей обезличку ответственности за порученную работу, ЦК требует от всех органов народного образования работы и руководства по-новому, сообразно возросшим требованиям, которые пред'являет к школе социалистическая реконструкция народного хозяйства. ЦК предлагает наркомпросам союзных республик решительно перестроить практику руководства органов народного образования, сделав его действительно оперативным и диференцированным, сосредоточив внимание на важнейших промышленных районах (металл, уголь, нефть и т. д.), совхозах, МТС, районах сплошной коллективизации и новых строительствах. Устранить «уравнительный» подход в распределении сил и средств, концентрируя их прежде всего на ведущих участках социалистического строительства. Наркомпросам союзных республик обеспечить осуществление единоначалия в управлении школой. Профсоюзным организациям оказать в этом деле необходимую помощь органам народного образования. Наркомпросы союзных республик должны, организуя практическую помощь учителям в их работе, повысить ответственность учительства за качество школьной работы, выделяя и поощряя преданных и знающих свое дело учителей. Поставить работу органов детского самоуправления в школе таким образом, чтобы она была главным образом направлена на повышение качества учобы и укрепление сознательной дисциплины в школе. ЦК считает, что для успешного осуществления поставленных настоящим постановлением задач наркомпросы со-
7

юзных республик должны повести решительную борьбу с теми элементами в органах народного просвещения, которые сопротивляются повороту в работе школы в направлении, указываемом настоящим постановлением, и вместо повышения качества обучения либо увлекаются «левацкой» фразой, либо тянут назад, к буржуазной школе. ЦК подчеркивает возрастающее значение и роль школы в социалистическом строительстве. ЦК предлагает всем организациям вести систематическую и неуклонную борьбу против оппортунистических антиленинскнх извращений политики партии в области школьной работы. Успех борьбы с главной опасностью на пути построения политехни- ческой школы, с правооппортунистическими искажениями политики партии, ведущими к отказу от политехнизации школы, к попыткам сохранения старой словесной школы, к разрыву между теоретическим обучением и практикой, предполагает усиление борьбы с «лево»-оппортунистическими извращениями, с теориями «отмирания школы» и снижения роли учителя. ЦК обращает внимание всех партийных организаций на необходимость решительного усиления внимания массовой школе, работе учителя и укреплению повседневного конкретного руководства школой.
ЦК ВКП(б)



8

Tags: документ/постановление/document/decree, кровавая гэбня/репрессированная наука, педология/pedology/paedology
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments