AY/АЯ (nemo_nostrum) wrote in psyhistorik,
AY/АЯ
nemo_nostrum
psyhistorik

Categories:

Неизвестный Выготский: Выготский, 1930b

Итак, оказывается, на поведенческом съезде 1930 г. Выготский представил по меньшей мере три доклада, - по крайней мере тезисы трех докладов были опубликованы в сборнике материалов съезда. Это, по списку Лифановой:
197. Экспериментальное исследование высших процессов поведения // Психоневрологические науки в СССР. М.; Л.: Медгиз, 1930. С. 70-71. Тезисы докл. на I съезде по изуч. поведения человека. Январь 1930 г.

191. Развитие высших форм поведения в детском возрасте // Психоневрологические науки в СССР. М.; Л.: Медгиз, 1930. С. 138-139.

180. Культурное развитие аномального и трудно воспитуемого ребенка // Психоневрологические науки в СССР. М.; Л.: Медгиз, 1930. С. 195-196. Тезисы докл. на I съезде по изучению поведения человека. М., 1 февраля 1930 г.;То же // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 330-331; То же // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 175
В пункте 191 библиографии Лифанова не указала, что это материалы съезда; исправляем это упущение здесь.

Как мы знаем, публикация под номером 180 перепечатана в 6-томнике, номер 197 перепечатан в psyhistorik 6-го июня 2008 г. :)... Пришла пора и тезисов третьего доклада:

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
I. Развитие высших форм поведения в детском возрасте // Психоневрологические науки в СССР. М.; Л.: Медгиз, 1930. С. 138-139. Тезисы докл. на I съезде по изуч. поведения человека. Январь 1930 г.

Публикуется впервые с 1930 г.


I. Развитие высших форм поведения в детском возрасте
Л.С. Выготский
1. Высшие формы поведения, являющиеся продуктом исторической эволюции, складывается (sic) в процессе культурного развития ребенка.
2. Развитие речи является одним из центральных процессов этой истории культурного развития ребенка и обнаруживает главнейшие типические закономерности, лежащие в основе высших форм поведения.
3. Экспериментальное исследование показало, что речь, вовлекаясь в процессы наглядного мышления и восприятия в раннем возрасте, перестраивает эти процессы, трансформируя их структуру и воссоздавая их на новой основе. То же исследование показывает, что процессы развития мышления и речи в раннем возрасте не идут параллельно.
4. Экспериментальное исследование показало, что речь, вовлекаясь в самые различные занятия ребенка, вначале сопровождает и отражает главнейшие моменты и результат деятельности и в   с и л у    э т о г о    позже организует и планирует данный процесс поведения в целом или его отдельные моменты.
[с. 139]
5. Экспериментальное исследование показало, что речь, вовлекаясь в процессы практически-действенного мышления в раннем возрасте, коренным образом реорганизует эти процессы, приводя к образованию плана и намерения в поведении ребенка.
6. С а м ы е    р а н н и е    ф о р м ы    детского труда стоят в генетическом, структурном и функциональном отношении наиболее близко к этим первичным процессам практического мышления, связанного с речевой формулировкой плана и намерения.
7. Основное изменение функции речи в общей системе поведения, наблюдаемое в развитии ребенка, (переход от внешней к внутренней речи) вскрывает    о с н о в н о й    з а к о н,    лежащий в основе всей истории культурного развития ребенка или социогенеза высших форм поведения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments